Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ФГУП "Почта России" Васильева Д.А. на решение судьи Первомайского районного суда г. Омска от 06 июля 2017 года, которым постановлено:
"Постановление административной комиссии Центрального АО г. Омска от 25 апреля 2017 года N " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", оставить без изменения, жалобу без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Центрального административного округа г. Омска от 25 апреля 2017 г. ФГУП "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
ФГУП "Почта России" признано виновным в том, что " ... " в 09 часов, в нарушение статей 2, 4, 23, 90 и 132 Решения Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска" не произвело очистку тротуара, расположенного на территории, прилегающей к занимаемому нежилому помещению, находящемуся на первом этаже многоквартирного " ... " "А" по " ... " от уплотненного снега и наледи до усовершенствованного покрытия. Кроме того, ФГУП "Почта России" не установлены урны по обеим сторонам от входа в занимаемое помещение.
Представитель ФГУП "Почта России" обжаловал указанное постановление в районный суд.
Судьей районного суда постановленоизложенное выше решение.
В жалобе представитель ФГУП "Почта России" Васильев Д.А. просит отменить постановление административной комиссии и решение суда, производство по делу прекратить в связи с нарушением установленного порядка привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности. Указывает, что судом не установлено, что послужило основанием для осуществления муниципального контроля, какие еще территории должен был проверять " ... " главный специалист отдела контроля Администрации Центрального АО г. Омска. В нарушение Федерального закона N 294 в материалах административного дела не содержится информация о том, на основании какого задания проведен осмотр объектов ФГУП "Почта России". Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обследование территории ФГУП "Почта России" проведено уполномоченным лицом на проведение указанных проверочных мероприятий и при наличии на то законных оснований. Ссылаясь на ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 294, не соглашается с выводом суда, что осуществление муниципального контроля в области благоустройства не является предметом регулирования данного закона. Считает, что представленные административным органом фотографии не могут являться доказательствами совершения обществом административного правонарушения, так как были изготовлены ранее даты составления протокола, в самом протоколе не указано о наличии каких-либо приложений.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Омской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Омской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Омской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Омской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Закон Омской области от 24 июня 2006 г. N770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях".
Статья 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях (в ред. Законов Омской области от 05 мая 2010 г. N 1257-ОЗ, от 25 ноября 2015 г. N 1814-ОЗ) предусматривает административную ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления Омской области правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территориях общего пользования муниципальных образований Омской области, а также правил содержания объектов, расположенных на указанных территориях.
Решением Омского городского Совета от 25 июля 2013 г. N 45 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска (далее - Правила благоустройства).
В соответствии со ст. 2 названных Правил юридические и физические лица: обязаны соблюдать чистоту и порядок на всей территории города Омска, в том числе на прилегающих и закрепленных территориях, в соответствии с настоящим Решением; обеспечивать содержание и уборку прилегающей и/или закрепленной территории самостоятельно либо путем заключения договоров со специализированными организациями.
Статьей 4 Правил благоустройства предусмотрено, что уборка городских территорий проводится до 8 часов с поддержанием чистоты и порядка в течение рабочего дня.
Из п. 1 ст. 23 Правил благоустройства следует, что при уборке площадей, территорий, прилегающих к магазинам, а также проезжей части улиц, дорог, межквартальных проездов с усовершенствованным покрытием свежевыпавший снег, уплотненный снег, снежно-ледяные образования, в том числе наледь, должны убираться полностью до усовершенствованного покрытия.
В силу ст. 90 Правил благоустройства обязанности по уборке тротуаров и (или) пешеходных зон, прилегающих к нежилым помещениям, расположенным на первых и (или) цокольных этажах в жилых домах, нежилых зданиях и имеющим отдельный выход на тротуары, пешеходные зоны, на расстоянии от здания до проезжей части дороги, включая газон, в границах нежилых помещений, в том числе по вывозу образовавшегося на указанных прилегающих территориях мусора, возлагаются на юридических или физических лиц, осуществляющих в указанных помещениях хозяйственную или иную деятельность.
Согласно ст. 132 Правил благоустройства урны для мусора устанавливаются у входов в здания предприятий сферы обслуживания, по две урны для мусора по обе стороны от входа. Установка урн для мусора и своевременная их очистка (содержание) осуществляется у входов на предприятия сферы обслуживания юридическими и физическими лицами, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность в указанных объектах.
Как усматривается из материалов дела, " ... " в 09 часов главным специалистом отдела контроля администрации Центрального административного округа г. Омска выявлено неисполнение ФГУП "Почта России" статей 2, 4, 23, 90 и 132 Решения Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска", а именно, предприятием не произведена очистка тротуара, расположенного на территории, прилегающей к занимаемому нежилому помещению, находящемуся на первом этаже многоквартирного " ... " "А" по " ... " от уплотненного снега и наледи до усовершенствованного покрытия, не установлены урны по обеим сторонам от входа в занимаемое помещение.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ФГУП "Почта России" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, и привлечения к административной ответственности.
Между тем, определением Верховного Суда Российской Федерации от 03 августа 2017 г. признаны недействующими со дня вступления определения в законную силу, следующие нормы Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N45:
- пункт 1 статьи 2 в части соблюдения юридическими лицами чистоты и порядка на прилегающих территориях, не принадлежащих им на праве собственности или ином праве, предусмотренном действующим федеральным законодательством;
- пункт 2 статьи 2 в части обеспечения юридическими лицами содержания и уборки не принадлежащей им на праве собственности или ином праве, предусмотренном действующим законодательством, прилегающей территории самостоятельно либо путем заключения договоров со специализированными организациями;
- статья 90 в части возложения на юридических лиц обязанности по уборке не принадлежащих им на праве собственности или на ином праве, предусмотренном действующим федеральным законодательством, тротуаров и (или) пешеходных зон, прилегающих к нежилым помещениям, расположенным на первых и (или) цокольных этажах в жилых домах, нежилых зданиях и имеющим отдельный выход на тротуары, пешеходные зоны, на расстоянии от здания до проезжей части дороги, включая газон, в границах нежилых помещений, с том числе по вывозу образовавшихся на указанных прилегающих территориях мусора.
Поскольку в силу положений ст. 331 КАС РФ судебный акт суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, указанные положения статей 2 и 90 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 45 с 03 августа 2017 г. являются недействующими.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 1.7 данного Кодекса.
Сведения о факте исполнения постановления административной комиссии Центрального административного округа г. Омска от 25 апреля 2017 г. в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, определение Верховного Суда Российской Федерации от 03 августа 2017 г. распространяется на ФГУП "Почта России", совершившее административное правонарушение до вступления данного определения в силу.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отмене закона, установившего административную ответственность.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии Центрального административного округа г. Омска от 25 апреля 2017 г., решение Первомайского районного суда г. Омска от 06 июля 2017 г., вынесенные в отношении ФГУП "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, подлежат отмене в части привлечения к административной ответственности за нарушение статей 2, 23, 90 Решения Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска".
Производство по настоящему делу в данной части подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
В оставшейся части выявленные нарушения ст. 132 вышеназванных Правил благоустройства в целом образуют состав вменяемого административного правонарушения.
Виновность ФГУП "Почта России" в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается: протоколом об административном правонарушении; фотографиями, объяснениями лица, проводившего проверку и установившего данные нарушения и другими материалами дела, оцененными по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Представленные доказательства, вопреки доводам жалобы, являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что представленные административным органом фотографии являются недопустимыми доказательствами по делу, так как они были сделаны ранее даты составления протокола, был проверен районным судьей при рассмотрении дела и обоснованно отклонен по мотивам, изложенным в решении.
Доводы жалобы о том, что проверка в отношении ФГУП "Почта России" проведена с нарушением установленных законом оснований и порядка, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
В соответствии с п.п. 8 п. 15 Положения об администрации Центрального АО г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 г. N 423, одной из задач администрации является профилактика и выявление нарушений в сфере благоустройства, содержания территории округа и объектов, расположенных на ней, и их устранение в пределах своей компетенции, установленной муниципальными правовыми актами города Омска.
Согласно п.п. 5 и 5.5 п. 17 названного Положения в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация: осуществляет контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа в пределах своей компетенции в соответствии с муниципальными правовыми актами города Омска; в пределах своей компетенции проводит обследование объектов и территорий организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, выдает предписания об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства, содержания территории г. Омска.
Частью 1 ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Положениями ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной, ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, выявление в ходе административного обследования территории, прилегающей к отделению почтовой связи ФГУП "Почта России", признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, являлось достаточным для возбуждения в отношении названного юридического лица дела об административном правонарушении.
Непосредственное обнаружение факта противоправного деяния не требовало проведения контрольно-надзорных мероприятий в форме планового (рейдового) осмотра (обследования) территорий, регулируемых Федеральным законом N 294-ФЗ, которые могут быть проведены только должностным лицом органа муниципального контроля и только на основании плановых (рейдовых) заданий, подписанных руководителем соответствующего органа муниципального контроля.
Согласно п. 2 ст. 7 Решения Омского городского Совета от 24 сентября 2014 г. N 271 "О муниципальном контроле за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами города Омска в сфере благоустройства" муниципальные инспекторы по благоустройству обязаны в том числе: проводить мероприятия по муниципальному контролю в сфере благоустройства в порядке, установленном настоящим Решением; составлять по результатам проверок акты по установленной форме с обязательным ознакомлением проверяемых лиц; выдавать предписания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам об устранении нарушений правовых актов в сфере благоустройства, выявленных при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства; составлять протоколы об административных правонарушениях при выявлении нарушений правовых актов в сфере благоустройства; не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, физическому лицу присутствовать при проведении мероприятия по муниципальному контролю в сфере благоустройства и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
Аналогичные полномочия муниципальных инспекторов по благоустройству содержатся в гл. 5 Постановления Администрации г. Омска от 05 июня 2015 г. N 725-п "Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами города Омска в сфере благоустройства".
Таким образом, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа осуществлен Административной комиссией Центрального административного округа г. Омска в пределах своей компетенции, с соблюдением требований действующего законодательства.
Поскольку нарушения Правил благоустройства были выявлены в ходе систематического обследования общедоступной территории, осмотр документов, помещений предприятия не производился, положения Закона N 294-ФЗ к рассматриваемой ситуации неприменимы.
Таким образом, выявленное нарушение свидетельствует о наличии в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях и о наличии вины привлекаемого к административной ответственности лица в их совершении.
Юридическое лицо привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ, административное наказание назначено в пределах санкции ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии Центрального административного округа города Омска по делу об административном правонарушении N " ... " от 25 апреля 2017 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Омска от 06 июля 2017 года, вынесенные в отношении ФГУП "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, отменить в части привлечения к административной ответственности за нарушение ст.ст. 2, 23, 90 Решения Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска".
Производство по настоящему делу в указанной части прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части Постановление административной комиссии Центрального административного округа города Омска по делу об административном правонарушении N " ... " от 25 апреля 2017 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Омска от 06 июля 2017 года о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника ФГУП "Почта России" Васильева Д.А - без удовлетворения.
Судья В.В. Круглов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.