Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.,
судей Сергеевой С.М., Яковлевой Д.В.,
при секретаре Мусатовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Владимире 20.09.2017 дело по апелляционной жалобе Владимирской региональной общественный организации потребителей - "Общество защиты прав потребителей - Народный контроль" на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 06.06.2017, которым её исковое заявление, предъявленное в интересах неопределенного круга потребителей, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Никулина П.Н., выслушав объяснения представителей Владимирской региональной общественный организации потребителей - "Общество защиты прав потребителей - Народный контроль" Смирнова А.В. и адвоката Паниной И.В., поддержавших доводы жалобы, представителя ООО "Владимирская управляющая компания" Евсеевой А.В., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
ООО "Владимирская управляющая компания" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами (далее МКД) на территории г. Владимира.
В платежных документах на оплату содержания жилого помещения в МКД, выставленных ООО "Владимирская управляющая компания", потребителям для оплаты за январь 2017 года, в стоимость содержания жилого помещения включены: плата за содержание общего имущества МКД, горячая вода на содержание общего имущества МКД, холодная вода на содержание общего имущества МКД, электроэнергия на содержание общего имущества МКД. Стоимость оплаты за содержание жилого помещения в январе 2017 года увеличилась по сравнению с декабрем 2016 года.
Владимирская региональная общественная организация потребителей - "Общество защиты прав потребителей - Народный контроль", действующая в интересах неопределенного круга потребителей, обратилась в суд с уточненным иском к ООО "Владимирская управляющая компания" о признании противоправными в отношении неопределенного круга лиц, заключивших договоры управления и обслуживания МКД с управляющей компанией ООО "Владимирская управляющая компания", действий по увеличению оплаты за содержание жилого помещения в январе 2017 года в нарушении действующего законодательства РФ и возложении обязанности прекратить данные противоправные действия.
В обоснование исковых требований указала, что ООО "Владимирская управляющая компания" в январе 2017 года в одностороннем порядке увеличила стоимость оплаты содержания жилого помещения, чем нарушила права неопределенного круга потребителей. Размер такой платы определяется в соответствии с п.п. 9.1, 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса (далее ЖК) РФ при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, а так же, в случае выполнения управляющей компанией минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Однако, ответчик увеличил размер платы на содержание жилого помещения, включив в оплату горячую и холодную воду на содержание МКД, не учитывая, что конструктивные особенности МКД не предусматривают потребления горячей и холодной воды на общедомовые нужды. Ответчик злоупотребил правом, поскольку норматив потребления ресурса не утвержден Правительством РФ, а нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, утвержденные Постановлением администрации Владимирской области от 18.10.2016 N 900 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на обще домовые нужды", Управляющая компания ООО "Владимирская управляющая компания" не имеет права применять, так как не является исполнителем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в МКД. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с п. 44 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, с учетом показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Ответчик же включил в стоимость содержания жилого помещения плату на содержание общего имущества МКД без учета общедомового прибора учета. Ответчик в нарушение требований действующего законодательства РФ, не получивший счета на оплату коммунальных услуг, предоставленных при содержании общего имущества в МКД от исполнителей - ресурсоснабжающих организаций, увеличил стоимость платы за содержание жилого помещения потребителям, проживающим в МКД, управляющихся данной компанией.
В судебном заседании представители Владимирской региональной общественной организации потребителей - "Общество защиты прав потребителей - Народный контроль" Смирнов А.В. и Панина И.В. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика ООО "Владимирская управляющая компания" Евсеева А.В. в судебном заседании требования иска не признала, полагая, что истец не доказал факт нарушения ответчиком прав потребителей и у него отсутствует право на подачу такого иска в суд. Считала, что истец в обоснование своей позиции не представил доказательств того, что МКД, находящиеся в управлении ответчика, не имеют конструктивных особенностей расходования воды. В силу ст. 4 Постановления Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 и исходя из технических условий каждый МКД имеет оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей. В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ положение п.2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД применяются с 01.01.2017. Применительно к положениям п. 9.2. ст. 156 ЖК РФ нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды на территории Владимирской области утверждены Постановлением администрации Владимирской области от 18.10.2016 N 900, при этом утвержден расчетный метод начислений, при применении которого площадь помещений, относящихся к общему имуществу в МКД, определяется в соответствии с технической документацией на МКД и видом таких помещений, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Пример расчета был указан в письме ГЖИ-44-01-18 от 26.01.2017 и подтвержден правовой позицией, изложенной в п. 2 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения". Считала ссылку ответчика на п. 44 Постановления Правительства РФ N 354 от 05.06.2011 не обоснованной, не соответствующей буквальному толкованию п. 9.2. ст. 156 ЖК РФ, имеющего большую юридическую силу. Отметила, что ООО "Владимирская управляющая компания" в рассматриваемой ситуации действовало исключительно в рамках вступившего в силу закона и рекомендаций к его применению.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции (далее ГЖИ) администрации Владимирской области в судебном заседании отсутствовал, участвуя ранее, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Владимирская региональная общественная организация потребителей - "Общество защиты прав потребителей - Народный контроль" просила решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное без учета правомерности их позиции по рассмотренному делу, при которой иск подлежал удовлетворению. Полагала доказанным, что ответчик в январе 2017 года не имел данных ни по объемам предоставленных услуг, ни по стоимости этих услуг. Считала, что суд неправомерно не применил к отношениям сторон п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и при наличии коллективного (общедомового) прибора исходил из возможности расчета платы по нормативам. Указала, что неправомерно возложил на истца бремя доказывания нарушения прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. Утверждала, что судом не установлено и материалами дела не подтверждено, что ответчик фактически предоставлял услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды. Отметила, что суд вынес решение при неправильной оценке представленных доказательств, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, данным в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма (далее - наниматели), а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (далее - собственники), использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 28 постановления от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 1098 ГК РФ). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18, п.п. 5 и 6 ст. 19, п.п. 4, 5 и 6 ст. 29 Закона).
Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).
Как установлено ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в МКД.
Соответственно, если в МКД потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком МКД.
Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
При этом в соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на указанные услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
Пунктом 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" предусмотрено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 01.11.2016.
Согласно разъяснениям Минстроя России, отраженным в письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04, адресованном высшим должностным лицам субъектов РФ, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ по состоянию на 01.11.2016. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Таким образом, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежит определять исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, в случаях: - если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям таких приборов учета, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды; если собственниками помещений на общем собрании принято решение о распределении на всех собственников помещений объема коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, превышающего объем коммунальных ресурсов, рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Ответчиком не представлено достоверных и достаточных доказательств учёта в своих расчётах, предъявляемых к оплате собственникам помещений в январе 2017 г., фактически потребленных коммунальных ресурсов, определенных по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и сравнения их с рассчитанным по нормативу потребления.
О том, что такие расчёты проводились и сравнивались, в результате чего выставлялся наименьший, каковым во всех случаях являлся рассчитанный по нормативу потребления, представитель ответчика заявил только в суде апелляционной инстанции.
В обоснование таких доводов никаких заслуживающих внимания доказательств и сравнительных расчётов, в которых бы использовались показания коллективных (общедомовых) приборов учета, не представил.
Кроме того, подход, при котором ответчик оплату коммунальных ресурсов на общедомовые нужды рассчитывал лишь исходя из норматива потребления, отражён в его письменных позициях по делу и в решении суда первой инстанции, согласившегося с правильностью такого подхода.
При этом, при рассмотрении дела представитель ответчика заявлял, что только в части оплаты электроэнергии в марте 2017 г., после предписания ГЖИ был сделан перерасчёт с учетом приборов учёта.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановение Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрено внесение изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила N 491) и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее Правила N 306).
Согласно п. 2 Правил N 354 "коммунальные услуги" - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; "коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 40 Правил N 354 установлено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных п. 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Следуя п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в п. 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В п. 2 Правил N 306 закреплено, что "норматив потребления коммунальной услуги" - это определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354); "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - это определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан
В соответствии с п. 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 13, 19 Правил N 306 в редакции, действовавшей до 01.01.2017, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливались с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложения к данным правилам.
При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: а) в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием; б) в отношении электроэнергии - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем (п. 4(1) Правил N 306).
Согласно п. 29 Правил N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (абз. 1).
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 40 Правил N 354) (абз. 2 п. 29 введен Постановлением N 1498).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 01.11.2016 (абз. 3 введен Постановлением N 1498).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 4 введен Постановлением N 1498).
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено, что до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды на территории Владимирской области на момент возникновения спорных отношений (январь 2017) был установлен постановлением администрации Владимирской области от 18.10.2017 N 900, с учетом последующих изменений, внесенных соответствующими постановлениями от 17.03.2017 N 231 и от 20.03.2017 N 243, которым утвержден расчётный метод начислений.
При этом, постановление администрации Владимирской области в редакции от 18.10.2017 N 900 не содержало правил применения нормативов в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учёта.
Лишь постановлением администрации Владимирской области от 17.03.2017 N 231 был введен п. 3, согласно которого установленные п. 1 настоящего постановления нормативы с 01.01.2017 в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учёта, применяются в случае превышения фактического среднемесячного объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды за предыдущий год над нормативными (ч.1).
В случае непревышения фактического среднемесячного объема потребления коммунальных услуг за предыдущий год над нормативным объем коммунальных услуг на общедомовые нужды определяется как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг за предыдущий год, приведенных к среднемесячному показателю (ч.2).
Таким образом, мартовские редакции названного постановления позволяли применять предусмотренные им нормативы с учётом положений п. 3 с 01.01.2017.
Это означает, что ответчик обязан был произвести расчёт подлежащих к оплате спорных сумм с учётом п. 3 данного постановления.
Само по себе введение данного пункта и придание ему обратной силы свидетельствует о необходимости реализации заложенных в нём условий ещё в январе 2017 г., чего ответчиком в установленном порядке сделано не было. Соответствующих доказательств обратного, кроме расчётов по электрической энергии, ответчиком не представлено.
Однако, при этом следует учесть, что установленный постановлением администрации норматив дифференцирован по группам домов с учетом их конструктивных особенностей, которые принимались во внимание ответчиком исходя из соответствующей имеющейся технической документации.
Наличие особенностей конкретного многоквартирного дома или его несоответствие имеющейся на него документации не исключает возможности соответствующего с учетом этого перерасчёта, что может быть предметом отдельного судебного разбирательства, но не свидетельствовать о незаконности действий ответчика в рамках настоящего иска.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 290 от 03.04.2013 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", в состав работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме входят, помимо прочего, промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе, очистка и промывка водонапорных баков, промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений и др.
В связи с этим, например отсутствие в каких-то многоквартирных домах (в местах общего пользования) водоразборных кранов холодной и горячей воды и общедомовых приборов учета горячей и холодной воды, основанием для освобождения жильцов от уплаты расходов на общедомовые нужды не является.
Указание в жалобе на недоказанность фактов оказания и выполнения минимального перечня услуг и работ в домах, обслуживаемых ответчиком является беспредметным применительно к требованию, предъявленному в интересах неопределенного круга лица, рассмотрение которого исключает конкретику в споре, который касается правильности общих подходов ответчика при первоначальном расчёте подлежащих оплате коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах.
В силу приведенных норм закона оспариваемый истцом расчёт предполагал оказание и выполнение такого рода услуг и работ, сроки составления актов приемки которых должны быть отражены в договорах на управление.
При этом, следуя разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в п. 22 постановлении Пленума N 22 от 27.06.2017 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Согласно ч. 10 ст. 156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Приведенная норма закона предусматривает последствия ненадлежащего исполнения обязательств по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В настоящее время действуют Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилой площади в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. В названных Правилах приведена формула расчета размера уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения и регламентирован порядок установления (актирования) факта оказания услуг ненадлежащего качества/превышения допустимой продолжительности перерывов, предъявления претензий и их рассмотрения.
Таким образом, если в каких-то конкретных ситуациях по мнению ответчика какие-то работы не выполнялись, а услуги не оказывались или их качество не соответствовало предъявляемым к ним требованиям, то потребитель вправе потребовать соответствующего перерасчёта в установленном законом порядке.
Однако такие ситуации являются исключением из правила и требуют отдельного судебного разбирательства, поскольку обусловлены своей конкретикой подлежащих выяснению и доказыванию обстоятельств.
Таким образом, подход ответчика к определению в январе 2017 г. размера платы содержания жилого помещения не совсем соответствовал приведенным положениям закона, в связи с чем решение суда подлежит отмене применительно к положениям ч. ст. 330 ГПК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешилспор в соответствии с требованиями закона. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с п.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 06.06.2017 отменить и принять по делу новое решение.
Иск Владимирской региональной общественной организации потребителей - "Общество защиты прав потребителей - Народный контроль", действующей в интересах неопределенного круга потребителей, к ООО "Владимирская управляющая компания" удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО "Владимирская управляющая компания" по расчёту в январе 2017 года размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, оснащенного соответствующими коллективными (общедомовыми) приборами учета, без учета фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также того, что такой размер может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного постановлением администрации Владимирской области по состоянию на 01.11.2016.
Обязать ООО "Владимирская управляющая компания" определить в январе 2017 года размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов для содержания общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям таких приборов учета, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Отказать Владимирской региональной общественной организации потребителей - "Общество защиты прав потребителей - Народный контроль" в удовлетворении остальной части иска.
Председательствующий П.Н. Никулин
Судьи областного суда С.М. Сергеева
Д.В. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.