Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Бурашниковой Н.А. ;
судей Курохтина Ю. А., Баранова В.В.,
при секретаре Кулешовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дудина Андрея Анатольевича к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным решения об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, возложении обязанности по переводу из нежилого помещения в жилое
по апелляционной жалобе администрации Тамбовского района Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
установила:
Дудин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным решения об отказе в переводе нежилого здания в жилой дом, возложении обязанности на административного ответчика по переводу из нежилого помещения в жилое.
В обоснование заявленных административных требований указал, что он является собственником дома с кадастровым номером ***, площадью 473,7 кв.м., назначение - нежилое здание, этажность 4, который располагается на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 920 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "для садоводства", по адресу: ***, что подтверждается выписками из ЕГРН.
21 ноября 2016 г. административный истец обратился в администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о переводе нежилого строения в жилой дом.
Администрация Тамбовского района Тамбовской области письмом от 28.12.2016г. N5/12796, отказала в переводе здания из одной категории в другую по причине того, что земельный участок, на котором располагается дом, находится в границах зоны, имеющей ограничения прав на использование земельных участков в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд. Данные ограничения прав на участок установлены ст. 56, 56.1 ЗК РФ и п. 12 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014г. N405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", согласно которому размещение объектов капитального строительства в данной зоне запрещено.
Полагает, что отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы как собственника здания, ссылаясь при этом на нормы ст.209 ГК РФ, ч.2,3 ст. 15, ст. 17,18, ст. 22 ЖК РФ.
Статья 24 ЖК РФ предусматривает основания, по которым государственный орган имеет право отказать в переводе нежилого помещения в жилое, при этом перечень является закрытым.
Аналогичный перечень для отказа предусмотрен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилое помещения в жилое помещение", утвержденным постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области N3497 от 25.08.2014 г. Не смотря на это, администрация Тамбовского района отказала в переводе по основаниям, которые не предусмотрены ЖК РФ. Более того, административный ответчик указал на то, что на принадлежащем земельном участке нельзя размещать объекты капитального строительства, но в рассматриваемой ситуации на земельном участке уже расположено зарегистрированное в установленном законом порядке в 2012 г. капитальное строение. Полагает, что имеются все основания для перевода нежилого здания в жилое, и, соответственно, признания отказа администрации незаконным.
Определениями Тамбовского районного суда Тамбовской области к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Бокинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, Министерство Обороны РФ, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 мая 2017 г. административные исковые требования Дудина А.А. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области от 28.12.2016 года в выдаче разрешения на перевод нежилого помещения, расположенного по адресу: ***, в жилое. На администрацию Тамбовского района Тамбовской области возложена обязанность по рассмотрению вопроса о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: ***, в жилое по заявлению Дудина Андрея Анатольевича, в порядке, предусмотренным административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение", утвержденным постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 25 августа 2014 года N3974.
В апелляционной жалобе администрация Тамбовского района Тамбовской области просит отменить решение Тамбовского районного суда от 26 мая 2017 года в части удовлетворения судом административных исковых требований Дудина А.А.
В своей жалобе ссылается на доводы, приведенные в суде первой инстанции, а также на следующие обстоятельства.
Истцом в материалы дела предоставлен технический паспорт на объект недвижимости садовый домик от 13.08.2013г., согласно которого имеется самовольное строительство, на которое разрешение не предоставлено.
Впоследствии истцом была осуществлена государственная регистрации права собственности в упрощенном порядке, которая не требует легализацию самовольного строительства.
Администрация Тамбовского района Тамбовской области считает, в данном случае следовало исходить из соблюдения истцом требований закона, в том числе необходимости оставления определенного объема документов на момент обращения с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое, предусмотренного ст.24ЖК РФ. Произведенные заявителем переустройство и перепланировка жилого дома направлены на приобретение объектом статуса жилого помещения и использования этого помещения для жилых целей, то есть, направлены на возникновение жилищных отношений. Тем не менее, если в ходе перевода нежилого помещения в жилое требуется провести работы по переустройству или перепланировке помещения, в решении о переводе помещения в жилое указывается перечень таких работ. Завершение таких работ подтверждается актом приемочной комиссии, который является основанием для использования помещения в качестве жилого. Документов, подтверждающих соответствие произведенной перепланировки плану перепланировки и документов, подтверждающих возможность использования помещения в качестве жилого, в том числе соответствия его предъявляемым к жилым помещениям требованиям безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим, заявителем при обращении в администрацию района представлено не было.
Проверив материалы дела, выслушав Дудина А.А., считавшего решение правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области N3529 от 25.08.2014 года утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" (далее - Административный регламент).
Для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет предусмотренные ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документы в уполномоченный орган.
Основания отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение предусмотрены ч.1 ст. 24 ЖК РФ.
В п. 2.10. Административного регламента также содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуации техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
В развитие данной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", утверждено соответствующее Положение, вступившее в действие с 15.05.2014 года (далее - Положение)
Согласно пункту 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Проверяя законность обжалуемого Дудиным А.А. отказа в переводе здания из одной категории в другую, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что названный отказ по основаниям расположения земельного участка в запретной зоне не основан на законе, осуществлен с нарушением процедуры.
Данный вывод суда подробно мотивирован, нормы материального права применены правильно.
При этом судом обоснованно учтено, что ни Административный регламент, ни ЖК РФ не предусматривают в качестве основания отказа указанное обстоятельство.
Из материалов дела следует, и это никем не оспаривается, право собственности на вышеуказанное нежилое здание зарегистрировано за Дудиным А.А. 02.03.2012 года. Положение, содержащее в п. 12 правовую норму, согласно которой запрещено строительства объектов капитального строительства в указанной выше зоне, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны". Сведения о запретной зоне внесены в ЕГРН 19.02.2016 года.
Таким образом, особые условия использования земель и имеющиеся в связи с этим ограничения (запреты) на дату приобретения Дудиным А.А. права собственности на данное здание не распространяются (обратная сила закона).
Поэтому, сам по себе отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение с учетом особенностей сложившейся ситуации на основании действующего в настоящее время запрета на строительство объектов капитального строительства, как правильно указал суд первой инстанции, не состоятелен.
Кроме того, из материалов следует, что сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащего Дудину А.А. "для садоводства" изменены на "индивидуальные жилые дома".
Восстановление права Дудина Л.А. в данном случае достигается путем признания оспариваемого отказа незаконным и признания за ним оспариваемого права в соответствии с установленным порядком и процедурой.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Тамбовского района Тамбовской области обязанность рассмотреть в порядке, установленном административным регламентом администрации Тамбовского района Тамбовской области по предоставлению муниципальной услуги "Принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение", утвержденным постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области 25 августа 2014 года N 3497, заявление о переводе нежилого помещения в жилое и прилагаемых к нему документов, представленных Дудиным А.А.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области 26 мая 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тамбовского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.