Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Уварова В.В.,
судей Курохтина Ю. А., Епифановой С.А.,
при секретаре Кулешовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кувшинова Алексея Сергеевича к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, возложении обязанности по выдаче градостроительного плана земельного участка,
по апелляционной жалобе администрации Тамбовского района Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 30 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
установила:
Кувшинов А.С. обратился в суд с административным иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, о возложении обязанности выдать градостроительный план земельного участка. В обоснование иска указал, что земельный участок площадью 1367 кв.м, с кадастровым номером *** по адресу: ***, принадлежит ему на праве собственности. 06.02.2017 года он обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с целью получения в дальнейшем разрешения на строительство индивидуального жилого дома в соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
17 февраля 2017 года администрацией Тамбовского района Тамбовской области в письме за N 5/1517 ему было отказано в выдаче градостроительного плана на том основании, что земельный участок располагается на территории, прилегающей к нижнему бьефу гидроузла реки Цна. По мнению административного ответчика, указанная территория при пропуске паводковых вод в весенний период является зоной затопления, подтопления, а согласно ч. 2 ст.67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления и подтопления строительство объектов капитального строительства запрещается.
Административный истец полагает данный отказ незаконным, поскольку по заявлению собственника участка ответчик обязан подготовить и выдать градостроительный план земельного участка. Зоны затопления в соответствии с положениями п. 3,5,17,18 Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 (ред. от 17.05.2016) "Об определении границ зон затопления, подтопления" не определены, информация о данном ограничении в пользовании земельном участком не отображена в документах территориального зонирования, сведении в государственном кадастре недвижимости сведения о зонах затоплени
, подтопления также отсутствуют, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Земельный участок *** находится в границе водоохраной зоны. Однако данное обстоятельство не является препятствием для использования земельного участка в хозяйственных целях.
В административном иске Кувшинов А.С. просит признать незаконным отказ N 5/1517 от 17.02.2017 г. администрации Тамбовского района Тамбовской области в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: ***, обязать административного ответчика выдать градостроительный план земельного участка на основании заявления от 06 февраля 2017 года.
Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 25 апреля 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лии привлечены Филиал "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, администрация Татановского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, отдел водных ресурсов по Тамбовской области Донского БВУ Федерального агентства водных ресурсов.
Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 12 мая 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.
Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 18 мая 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 30 мая 2017 года административные исковые требования Кувшинова А.С. удовлетворены частично. Отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области от 17.02.2017 N5/1517 и выдаче градостроительного плана земельного участка по адресу *** признан незаконным. Суд обязал администрацию Тамбовского района Тамбовской области рассмотреть вопрос о выдаче градостроительного плана земельного участка по заявлению Кувшинова Алексея Сергеевича в порядке, предусмотренным административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка на территории Тамбовского района Тамбовской области", утвержденным постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 27 августа 2014 года N3529. В остальной части административного иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением районного суда, администрация Тамбовского района Тамбовской области в лице врио главы администрации Щербаковой Е.Г. обратилась в вышестоящий суд с апелляционной жалобой. В своей жалобе поддерживает доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции. Указывает, что в решении суда не нашло отражения решение Тамбовского районного Совета народных депутатов от 22.02.2012 года N 477 "Об утверждении схемы территориального планирования Тамбовского района Тамбовской области", которым утверждена схема территориального планирования Тамбовского района Тамбовской области, в которой содержится раздел о зонах с особыми условиями использования территорий, включающих в себя зоны подтопления и затопления и описательной и картографической части приложений к указанному решению; переписка структурных подразделений администрации Тамбовской области и администрации Тамбовского района Тамбовской области в части разработки схемы территориального планирования Тамбовского района Тамбовской области за 2009-2011 годы. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и сложившейся судебной практике.
Просит отменить решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 30 мая 2017 года в части удовлетворения требований Кувшинова А.С.
Представитель не согласившись с доводами апелляционной жалобы, обратилась в суд с возражениями. В своих возражения указывает, что Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с которыми указанное Решение Тамбовского районного Совета народных депутатов от 22.02.2012 года N 477 не может являться документом, определяющим такие границы.
Просит оставить решение Тамбовского районного суда без изменения от 30 мая 2017 года, апелляционную жалобу администрации Тамбовского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Выслушав Кувшинова А.С., его представителя Саблину А.А., изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая дело и признавая незаконными действия администрации Тамбовского района Тамбовской области по отказу подготовить и выдать заявителю градостроительный план земельного участка, суд первой инстанции обоснованно исходил из требований действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). (ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 14 вышеназванного Закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, не устанавливающим каких-либо прав и ограничений, не содержащим сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 1 и 2).
Процедура подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, предусмотрена частями 1 - 16 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, частью 17 данной статьи установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного любого заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. При этом названные нормы не предусматривают обязанность гражданина или юридического лица обосновать цель истребования градостроительного плана и не предусматривают возможности отказа в выдаче градостроительного плана по причине непредставления каких-либо дополнительных документов.
Отказывая в подготовке и выдаче заявителю градостроительного плана, администрация Тамбовского района Тамбовской области сослалась на то, что указанный земельный участок находится в зоне затопления, подтопления, при пропуске паводковых вод в весенний период, а согласно ч. 2 ст.67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления и подтопления строительство объектов капитального строительства запрещается.
Суд, не согласившись с таким решением и применив положения статей 44, 46 Градостроительного кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают возможности обоснования цели истребования градостроительного плана, и разрешения вопросов, касающихся правомочности реализации конкретных цели истребования градостроительного плана.
С учетом изложенного орган местного самоуправления неправомерно отказал в предоставлении данной муниципальной услуги, сославшись на вхождение земельного участка административного истца в зону затопления, подтопления. При этом материалы дела не содержат объективных доказательств внесения данного земельного участка в зону затопления, подтопления.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, к правоотношениям, по поводу которых возник спор, подлежат применению положения указанного Закона.
Как установлено ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210, нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Таким образом, выводы суда о незаконности действий органа местного самоуправления в отношении административного истца основаны на правильном применении норм материального права.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение принятого решения и предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 30 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тамбовского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.