Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "РУСС МИС" Абовян Елены Вячеславовны на решение судьи Никифоровского районного суда Тамбовской области от 30 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ,
установил:
Постановлением исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям N *** от 25.01.2017г. по делу об административном правонарушении генеральный директор ООО "РУСС МИС" Абовян Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В вину Абовян Е.В. вменено то, что ООО "РУСС МИС" при осуществлении процессов производства продуктов убоя, сырья животного происхождения, связанных с требованиями безопасности такой продукции, не разработаны процедуры, основанные на принципах ХААСП, что не может в полной мере обеспечивать безопасность выпускаемых продуктов убоя на территорию Таможенного союза, и это является нарушением п.2 ст.10 гл. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза N 880 от 09.12.2011, п.20 Технического регламента ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68, на всех стадиях процесса убоя свиней установлено нарушения правил идентификации свиных туш, что является нарушением п.34 гл. 7 ТР ТС 034/2013, а в ходе процесса производства (изготовления) пищевой продукции, замена инструментов, необходимых для осуществления процессов обвалки и жиловки (разделки), зачистки, нутровки не осуществляется 1 раз в 30 минут с целью их дезинфекции в соответствии с п.50 гл. 7 ТР ТС 034/2013.
Не согласившись с указанным постановлением, Абовян Е.В. обратилась в суд с жалобой о его отмене.
Решением судьи Никифоровского районного суда Тамбовской области от 30 июня 2017 года обжалуемое постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В поданной в Тамбовский областной суд жалобе генеральный директор ООО "РУСС МИС" Абовян Е.В., считая вышеназванное решение незаконным, просит его отменить. Полагает, что действия ТР ТС 021/2011 распространяются только на лиц, выполняющих функции изготовителей пищевой продукции, а ООО "РУСС МИС" к таковым не относится. Общество осуществляет лишь услуги по убою скота, и не занимается изготовлением, реализацией, переработкой и продажей пищевой продукции. Это подтверждается как документами статистической отчетности, так и налоговыми документами.
Так же автор жалобы считает, что действие ТР ТС 034/2013 не распространяется на ООО "РУСС МИС", так как областью применения данного регламента является именно обращение продуктов убоя и мясной продукции на территории таможенного союза, в то время как деятельность непосредственно пунктов убоя не регламентируется нормами указанных правовых актов.
Кроме того указывает на отсутствие в материалах проверки необходимых доказательств, бесспорно свидетельствующих и наличии выявленных нарушений на убойном пункте. Полагает, что сама процедура проверки предприятия проведена с грубыми нарушениями.
Считает, что ООО "РУСС МИС" не может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку никаких противоправных и виновных действий общество не совершало.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Абовян Е.В. - Носкову Л.Н., поддержавшую жалобу, представителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Луканкину Т.В., считавшую решение судьи правильным, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью2 статьи11.21, статьями14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N ЗП-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела действуют на всей территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.
Комиссией Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011). В соответствии с ч.2. ст.10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
В части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 отражен перечень процедур, которые должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления).
Согласно ч.1 ст.5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно п.20 ТР ТС 034/2013 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей продуктов убоя и мясной продукции, обязаны осуществлять процессы их производства таким образом, чтобы данная продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В силу ч. 2 ст. 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и ч. 4 п. "а" Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09 октября 2013 года N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" настоящие технические регламенты не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.
В соответствии с Уставом ООО "РУСС МИС", общество осуществляет, в том числе такие виды деятельности, как производство мяса, оптовая торговля живыми животными, оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса. Согласно выписки из ЕГРЮЛ, дополнительными видами деятельности ООО "РУСС МИС", кроме тех, которые указаны в уставе ООО, являются переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции, производство мяса в охлажденном виде, производство субпродуктов в охлажденном виде.
Довод представителя заявителя о том, что на ООО "РУСС МИС", в силу, данный регламент не распространяется, является ошибочным. Так, В соответствии с п. "ж" ч. 4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" ТР ТС 034/2013 названный, регламент не распространяется на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза..
В соответствии с ч.2 ст. 3 ТР ТС 021/2011 настоящий технический регламент не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.
При этом, следует учитывать определение пищевой продукции непромышленного изготовления, закрепленное в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", а именно, что это пищевая продукция, полученная гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством и иными видами деятельности.
ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" содержит перечень информации по группам пищевых продуктов, где под пунктом 4.2 отражены мясо и мясные продукты.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" ТР ТС 034/2013 содержит определение "продукт убоя" - не переработанная пищевая продукция животного происхождения, полученная в результате убоя в промышленных условиях продуктивных животных и используемая для дальнейшей переработки (обработки) и (или) реализации, включающая мясо ... ;
В этом же регламенте дано определение термину "мясо" - продукт убоя в виде туши или части туши, представляющий совокупность мышечной, жировой, соединительной тканей с включением костной ткани или без нее.
Аналогичное по содержанию определения "мясо" содержится в ГОСТ 18157-88 "Продукты убоя скота. Термины и определения".
Как видно из материалов дела, и это никем не опровергнуто, в 2016 году ООО "РУСС МИС" осуществлен убой только свиней 4139 голов, а в первом полугодии 2017 года 6257 голов без учета крупнорогатого скота.
Материалы дела не содержат никаких сведений о том, что указанное поголовье скота произведено гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством предназначено только для личного потребления, и не предназначено для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
При этом в деле имеются сведения, полученные ТОГБУ "Никифоровский райСББЖ", свидетельствующие о принятии ООО "РУСС МИС" для убоя свиней с откорма ООО "Центральное", то есть выращенных не гражданами в домашних условиях и в личных подсобных хозяйствах. Указанная информация учтена судом и в это связи судья первой инстанции правомерно пришел к выводу ООО "РУСС МИС" предназначена для выпуска в обращение на таможенную территорию Таможенного союза.
Исходя из содержании определений понятий "продукты убоя", "мясо" судьей обоснованно отвергнуты доводы защитника Абовян Е.В. - Носковой Л.Н. о нераспространении на ООО "РУСС МИС" требований приведенных выше технических регламентов, поскольку продукты убоя, мясо относится к пищевым продуктам, производимым ООО "РУСС МИС".
Из материалов дела усматривается, что на основании приказа от 09.12.2016 г. N 598/ВПТ старшим государственным инспектором отдела внутреннего и пограничного ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Смирновым А.Е. проведена проверка убойного пункта ООО "РУСС МИС".
Актом проверки N 02-11/283 от 11.01.2017 г. установлено, что ООО "РУСС МИС" при осуществлении процессов производства продуктов убоя, сырья животного происхождения, связанных с требованиями безопасности такой продукции, не разработаны процедуры, основанные на принципах ХААСП, что не может в полной мере обеспечивать безопасность выпускаемых продуктов убоя на территорию Таможенного союза, и это является нарушением п.2 ст.10 гл. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза N 880 от 09.12.2011, п.20 Технического регламента ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68, на всех стадиях процесса убоя свиней установлено нарушения правил идентификации свиных туш, что является нарушением п.34 гл. 7 ТР ТС 034/2013, а в ходе процесса производства (изготовления) пищевой продукции, замена инструментов, необходимых для осуществления процессов обвалки и жиловки (разделки), зачистки, нутровки не осуществляется 1 раз в 30 минут с целью их дезинфекции в соответствии с п.50 гл. 7 ТР ТС 034/2013.
Приведенные нарушения являлись предметом проверки судьей районного суда с учетом доводов жалобы и состоятельность выводов судьи о признании доводов жалобы не состоятельными, с учетом анализа действующего законодательства, обстоятельств по делу, подтверждена совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
При этом судья районного суда правомерно при шел к выводу о том, что визуальный контроль врачом-ветеринаром со стадии поступления на убой животных до маркировки туш после очистки, не может считаться надлежащей идентификацией продуктов убоя в контексте п.34 гл. 7 ТР ТС 034/2013, так как подобный способ не может обеспечивать безошибочность данной идентификации.
О правильности данного вывода судьи свидетельствуют также и положения п. 2.1.1. Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утв. Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 27.12.2983 г.
При этом довод жалобы о том, что на ООО "РУСС МИС" не распространяется действие ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013, является несостоятельным по основаниям изложенным выше. Кроме того. В соответствии с п. 13.1 Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 23.07.2010 г. N 258. к компартменту I относятся хозяйства, которые не отнесены к другим компартментам или до проведения их посещения, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих правил.
При этом, сведения о поднадзорном объекте N RU-068/TP01558 из которых видно, что ООО "РУСС МИС" с видом объекта "боенские предприятия" отнесено к компартменту 1 уровня, вид деятельности убой животных, дата присвоения статуса 15.01.2014 г., текущий статус подтвержден. Приведенные сведения не опровергнуты в ходе судебного заседания.
Законность проведенной внеплановой проверки подтверждена в судебном заседании и не вызывает сомнений.
Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны судьей районного суда достоверными относительно события правонарушения.
Сведения о факте совершения должностным лицом Абовян Е.В. вмененного ей правонарушения объективно не опровергнуты ни одним доказательством в судебном заседании и подтверждены совокупностью исследованных доказательств.
В изложенной ситуации у сотрудников Управления Россельхознадзора имелись в соответствии с законом достаточные основания для составления протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица, поскольку нарушения приведенных выше нормативно-правовых актов выявлены в период проведения в пределах полномочий сотрудниками Управления проверки и эти нарушения нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, должностное лицо Абовян Е.В. правомерно привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренные статьей26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами судьи, не опровергают наличие в действиях должностного объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Административное наказание назначено Абовян Е.В. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 14.43 названного Кодекса. Наказание соразмерно содеянному, основано на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к Абовян Е.В. соответствующей меры государственного принуждения, которая будет способствовать исправлению правонарушителя и предупреждению совершения новых противоправных деяний.
В этой связи судьей правильно определен минимальный размер назначенного административного наказания.
Все доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, жалоба общества не содержит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям N 2/17-В от 25.01.2017г. и решение судьи Никифоровского районного суда Тамбовской области от 30 июня 2017 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "РУСС МИС" Абовян Елены Вячеславовны - без удовлетворения.
Судья Ю.А.Курохтин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.