Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Шумилов А.А., рассмотрев жалобу Александрова А.С. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 февраля 2017 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 11 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.11 КоАП РФ, в отношении Александрова А.С.,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 февраля 2017 года Александров А.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.11 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права осуществлять охоту на срок 2 года.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 11 апреля 2017 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе Александров А.С. просит отменить судебные акты, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы с учетом требований ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 2 статьи 7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за добычу копытных животных и медведей, относящихся к охотничьим ресурсам, с нарушением условий, предусмотренных разрешением.
Основанием для привлечения Александрова А.С. к административной ответственности по указанной статье явилось нарушением последним Правил охоты, выразившимся в добыче копытного животного - кабана без соответствующего разрешения на добычу данного вида охотничьих ресурсов.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП РФ).
При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около "данные изъяты" Александров А.С., находясь на поле между коттеджным поселком "адрес", осуществил выстрел по стаду кормящихся на поле кабанов из охотничьего карабина "данные изъяты"N, калибр "данные изъяты" с оптическим прицелом ночного видения, без разрешения на добычу охотничьих ресурсов - копытных животных.
В качестве доказательств виновности Александрова А.С. в совершении вмененного ему административного правонарушения судами приведены протокол об административном правонарушении, протокол об изъятии предметов и документов, протокол осмотра места происшествия, а также докладная записка главного инспектора ФИО1 от 21 сентября 2016 года.
Из анализа докладной записки главного инспектора ФИО1 следует, что звук выстрела он услышал неожиданно, попытался задержать неизвестное лицо при осмотре места нахождения кабанов, однако тот скрылся. Также из докладной записки следует, что оружие ФИО1 было отобрано у неизвестного лица с применением физической силы.
В ходе административного расследования, путем направления запроса в Центр лицензионно-разрешительной работы МВД по Чувашской Республике, установлено, что охотничий карабин "данные изъяты"N, калибр "данные изъяты" мм принадлежит Александрову А.С.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 30 октября 2016 года следует, что исходя из материалов проверки, оснований для выводов о причастности Александрова А.С. к производству выстрела не имеется (л.д.40).
В ходе производства по делу защитником Александрова А.С. - Филипповой А.А. указывалось, что в рамках материала проверки КУСП N от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 30 октября 2016 года, согласно которому оснований для выводов о причастности Александрова А.С. к производству выстрела не имеется (л. 58-60).
Соответствующим доводам судебными инстанциями оценка не дана, указанные обстоятельства надлежащего исследования не получили. Материалы проверки КУСП N от ДД.ММ.ГГГГ судьей не истребованы и оценки не получили.
Таким образом, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, отнесено к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты (часть 2 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Установленное законом требование о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с участием понятых или с применением видеозаписи является одной из гарантий обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в соответствующем протоколе или акте содержания и результатов проводимого процессуального действия.
Как усматривается из материалов дела, на основании пункта 4 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ должностным лицом применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - изъятие охотничьего карабина у неустановленного лица (л.д. 11).
Из протокола изъятия вещей, предметов и документов от 20 сентября 2016 года следует, что при применении указанной меры обеспечения производства по делу участвовал один понятой - ФИО2, к протоколу приобщена видеозапись.
Вместе с тем приобщенная к материалам дела видеозапись повреждена.
Исходя из докладной записки ФИО1, на момент изъятия у неизвестного лица оружия - охотничьего карабина "данные изъяты", ФИО2 указанного в протоколе изъятия вещей, на месте совершения административного правонарушения не было, он прибыл позднее около "данные изъяты"ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в судебном заседании ФИО1 пояснил, что охотничье оружие он подобрал, когда неизвестное лицо убегало, между тем из докладной записки следует, что оружие ФИО1 отобрал у неизвестного лица с применением физической силы.
Возникшие противоречия не были устранены судьей районного суда при рассмотрении дела.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, объективно свидетельствующие о том, что административным органом была надлежащим образом выполнена обязанность по направлению копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку судьей при рассмотрении дела полная оценка всем собранным по делу доказательствам не дана и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек, постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 февраля 2017 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 11 апреля 2017 года подлежат отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение судье. При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное и принять по делу законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 февраля 2017 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 11 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.11 КоАП РФ, в отношении Александрова А.С. отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении Александрова А.С. направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Заместитель председателя Верховного Суда
Чувашской Республики А.А. Шумилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.