Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Берко А.В.,
судей
Чернышовой Н.И., Журавлевой О.В.,
при секретаре
Тациевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Харченко Олега Константиновича
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 07 июня 2017 года
по иску прокурора Промышленного района г.Ставрополя к Харченко О.К. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, взыскании в доход государства льготных выплат,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г.Ставрополя обратился в суд с исковым заявлением к Харченко О.К. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий серии РМ ... взыскании в доход государства льготных выплат за период с 12.03.2005 года по 01.03.2016 года в размере 230 400,39 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в 2005 году Харченко О.К. обратился в ГУВД Ставропольского края с заявлением о выдаче достоверения "Ветеран боевых действий", для чего представлена выписка из приказа от 01.02.2005 года N 493 "О выплате денежного вознаграждения сотрудникам органов внутренних дел, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористической операции на территории Северного - Кавказского региона Российской Федерации и зачете выслуги лет (трудового стажа) в льготном исчислении", однако в самом приказе от 01.02.2005 года N 493, Харченко О.К. отсутствует.
В соответствии со справкой УПФ России по г. Ставрополю за период с 12.03.2005 года по 01.03.2016 года Харченко О.К. выплачено 230 400,39 рублей.
Учитывая отсутствие правовых оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, просят взыскать неосновательно полученные денежные средства в виде льготных выплат в указанном размере.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 07 июня 2017 года требования удовлетворены частично. Признано недействительным удостоверение ветерана боевых действий серии РМ N ... , выданное Харченко О.К. В требованиях прокурора Промышленного района г. Ставрополя о взыскании в доход государства льготных выплат за период с 12.03.2005 года по 01.03.2016 года в размере 230 400,39 рублей отказано.
В апелляционной жалобе Харченко О.К. просит решение отменить, полагает неверным вывод суда о том, что само по себе нахождение в периоды с 09.12.2004 по 18.12.2004 и с 17.01.2005 по 27.02.2005 в служебной командировке в зоне вооруженного конфликта не означает его фактическое участие в боевых действиях и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Факт участия в КТО может подтверждаться свидетельскими показаниями и справками.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Харченко О.К. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направил, доказательств уважительности причины неявки не представил.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, выслушав прокурора Белан В.В., полагавшего решение законное, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Из смысла вышеуказанной статьи следует, что для наделения лица статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 названного закона, и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к этому же Федерального закону перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действии, указано выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции (пп. "в" п. 4 Постановления).
Из содержания названного нормативного правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года N 282 основанием выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 настоящей Инструкции, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористической операции на территории названного региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
Из изложенного следует, что наличие оснований для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий установлен Приказом Министра обороны РФ от 15.03.2004 года N 77 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ", которым утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ.
В соответствии с порядком ведения специального сегмента регистра, определенного Приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 года N 317 сведения военнослужащих, имеющих право на установление ЕДВ заносятся на основании сведений, представленных органами Министерства обороны, ответственными за выдачу и учет бланков, выдаваемых удостоверений в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 15.03.2004 года N 77 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ", соответственно сообщения органов Министерства обороны РФ об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты ЕДВ являются основанием для их прекращения в системе Пенсионного Фонда РФ.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно материалам дела в ходе прокурорской проверки установлено, что в 2005 году Харченко О.К. обратился в ГУВД Ставропольского края с заявлением о выдаче ему удостоверения "Ветеран боевых действий", для чего представлена выписка из приказа от 01.02.2005 года N 493 "О выплате денежного вознаграждения сотрудникам органов внутренних дел, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористической операции на территории Северного - Кавказского региона Российской Федерации и зачете выслуги лет (трудового стажа) в льготном исчислении"
В соответствии со справкой УПФ России по г. Ставрополю, за период с 12.03.2005 года по 01.03.2016 года Харченко О.К. выплачено 230 400,39 рублей.
В ходе проверки установлено, что в приказе от 01.02.2005 года N 493, Харченко О.К. не числится.
Разрешая спор с учетом, установленных по делу обстоятельств на основании совокупности собранных по делу доказательств, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона "О ветеранах", Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" суд пришел к обоснованному выводу о том, что совокупность представленных доказательств не подтверждает, что истец в указанное время принимал непосредственное участие в контртеррористических операциях,
Факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов, в связи с чем непосредственное участие военнослужащих в контртеррористических операциях должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование прокурора о признании незаконным удостоверения ветерана боевых действий серии ... , выданное Харченко О.К.
Также судебная коллегия признает законным решение суда в части отказа в удовлетворении искового требования о взыскании в доход государства льготных выплат за период с 12.03.2005 года по 01.03.2016 года в размере 230 400,39 рублей.
Установив, что основанием для назначения ежемесячной денежной выплаты явилось принятие соответствующей комиссией органов внутренних дел незаконного решения о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, ввиду правовой ошибки, приняв во внимание отсутствие доказательств недобросовестности действий со стороны ответчика, правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 230400,39 руб.
Оснований не согласиться с данными выводами суда судебная коллегия не усматривает поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и исследованным судом доказательствам, представленными сторонами, которым судом дана верная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, а нарушений норм процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы истца не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 07 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.