Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Минаева Е.В.
судей
Дубинина А.И., Шеховцовой Э.А.
с участием секретаря
Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России по доверенности Шахраманяна Э.В.,
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 июля 2016 года,
по иску Федорова Д.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 20.08.2015 года, протокол N 51 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ответчика устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,
установила:
Федоров Д.В. обратился в суд с иском к ФСИН России и УФСИН России по Ставропольскому краю, в котором просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 20 августа 2015 года (протокол N 51) об отказе в постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности на ответчика устранить допущенные нарушения путём вынесения решения о постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления, то есть с 09 декабря 2013 года.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11 июля 2014 года иск удовлетворён в полном объёме.
В апелляционной жалобе ответчик УФСИН России по СК просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании истца Федорова Д.В, его представителя Лесняк В.В., представителя ответчика Андрееву Н.В., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Фёдоров Д.В. проходит службу в ФКУ "ИК N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю".
Как следует из справки N 26/3-103 от 23 марта 2016 года Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю", в уголовно-исполнительной системе Федоров Д.В. служит с 14 июля 2004 года, в должности начальника караула отдела охраны с 10 сентября 2014 года (л.д. 8).
09 декабря 2013 года истец обратился с заявлением (рапортом) о принятии его на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставив необходимые документы, на состав семьи 4 человека: он, его супруга и двое малолетних детей (л.д. 9, 82-83).
Согласно протоколу заседания комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю N 6 от 26 декабря 2013 года принято решение о направлении заявления Фёдорова Д.В. в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 11-12).
Заявление истца с декабря 2013 года (более двух с половиной лет) не рассматривалось, потому он вынужден был 17 февраля 2016 года обратиться в интернет-приёмную ФСИН России для получения ответа на своё заявление, по результатам чего на его электронный адрес поступило письмо от 11 марта 2016года N 01-20-8538, в котором сообщалось, что в соответствии с протоколом заседания комиссии ФСИН России от 20 августа 2015 года N 51 ему отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты. В приложении к данному письму в его адрес была направлена выписка из протокола N 51 от 20 августа 2015 года (л.д. 13-15).
В письме Управления ФСИН России по Ставропольскому краю от 16марта 2016 года N 26-ТО/7/1-4665, полученном по почте, истцу также сообщили об отказе в постановке на учёт с предоставлением выписки из протокола N 51 от 20 августа 2015 года, а также в данном письме разъяснялось о праве на обжалование принятого решения (л.д. 16).
Как следует из протокола N 51 от 20 августа 2015 года, Фёдорову Д.В. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 в связи с ухудшением жилищных условий супругой заявителя. Основанием для принятия такого решения послужило то, что ранее супруга истца с 2003 года по 31 января 2011 года постоянно была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 55,6 кв.м. по адресу: Ставропольский край Георгиевский район с.Краснокумское ул. Левобережная д. 10 кв. 4, принадлежащем на праве собственности матери супруги Абдуллаевой Н.В. С 31 января 2011 года супруга истца постоянно зарегистрирована по адресу: Ставропольский край Георгиевский район с. Новозаведенное ул. Колхозная д. 6. В данных действиях комиссия усмотрела ухудшение жилищных условий (л.д. 14-15).
Согласно отчёту технического обследования здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: с. Краснокумское ул. Левобережная д. 10, жилое здание имеет 95% износа и непригодно для дальнейшей эксплуатации, признано аварийным (л.д. 24-27).
В письме администрации муниципального образования с.Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края от 18 сентября 2015 года N 1231, адресованном собственникам жилого дома по ул.Левобережная, 10 в с. Краснокумское, сообщается о том, что заключением межведомственной комиссии N 2 от 14 июля 2015 года многоквартирный жилой дом признан аварийным (л.д. 28).
Актом обследования жилищных условий от 28 марта 2016 года установлено проживание семьи истца в жилом доме, расположенном по адресу: Ставропольский край Георгиевский район с. Новозаведенное ул. Колхозная д. 6 (л.д. 19). Выпиской из похозяйственной книги от 24 марта 2016 года подтверждается, что истец и его семья состоят на регистрационном учёте с 31января 2011 года по данному адресу (л.д. 20).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оснований, при которых Фёдорову Д.В. следовало отказать в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не установлено, поскольку снятие с учёта его супруги не относится к числу действий, при которых Федорову Д.В. необходимо было отказать в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом, поскольку они сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Законом N283-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В ч. 6 ст. 4 Закона N283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно положений ч. 8 ст. 4 Закона N283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Закона N283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В соответствии с Постановлением суда кассационной инстанции принятым 31.07.2017 по настоящему делу, указания, которого являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело в силу положений ч. 3 ст. 390 ГПК РФ, юридически значимым и подлежащим установлению с учетом заявленных исковых требований Федорова Д.В., возражений на них УФСИН России по СК и подлежащих применению норм материального права являлось выяснение того, были ли действия Федорова Д.В., а также его супруги Федоровой (Абдуллаевой) А.Э. по снятию с регистрационного учета в жилых помещениях, принадлежащих их отцу и матери соответственно, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобрел ли истец в результате этих действий статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что супруга истца Федорова А.Э. с 2003 года по 31.01.2011 была зарегистрирована по месту жительства в принадлежащем ее матери Абдуллаевой Н.В. жилом помещении площадью 55,6 кв.м., находящемся по адресу: Ставропольский край, с. Краснокумское, ул. Левобережная, д. 10, кв. 4, как член семьи собственника жилого помещения. В связи с этим Федорова (Абдуллаева) А.Э. имела право пользования указанным жилым помещением наравне с собственником ввиду отсутствия соглашения с собственником об ином статусе члена его семьи. При этом по вышеназванному адресу на указанный период времени было постоянно зарегистрировано 5 человек. Следовательно, супруга истца не была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 15 кв. метров.
Однако, Федорова А.Э. снявшись 31.01.2011 с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем ее матери, и отказавшись от права пользования этим жилым помещением, еще более ухудшила свои жилищные условия, поскольку в настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: Ставропольский край, с. Новозаведенное, ул. Колхозная, 6, в жилом помещении общей площадью 47,7 кв.м., где зарегистрированы шесть человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. м, а именно 7, 95 кв.м.
Кроме того, согласно материалам дела сам истец Федоров Д.В. с 01.10.1998 по 31.01.2011 был зарегистрирован по месту жительства в принадлежащем его отцу Федорову В.И. жилом помещении площадью 84,8 кв.м., находящемся по адресу: Ставропольский край, с. Новозаведенное, ул. Набережная, 67, как член семьи собственника жилого помещения. В связи с этим Федоров Д.В. имел право пользования указанным жилым помещением наравне с собственником ввиду отсутствия соглашения с собственником об ином статусе члена его семьи. При этом по вышеназванному адресу на указанный период времени было постоянно зарегистрировано 3 человека, в связи с чем истец был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 15 кв.м., а, следовательно, не являлся нуждающимся в жилом помещении.
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Оценивая доводы истца о необходимость перемены места его жительства ввиду неодобрения заключенного им брака, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости перемены места жительства истцом, а потому доводы стороны истца признает несостоятельными, поскольку они не подтверждены надлежащим допустимыми доказательствами.
Пояснения истца имеющего интерес в рассмотрении настоящего дела не могут быть положены в основу принятого решения, а иных доказательств подтверждающих необходимость перемены истцом в 2011 году места своего жительства в суд не представлено.
Именно после перемены места регистрации и жительства в 2011 году истец приобрел статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку по новому месту жительства площадь жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. м, а именно 7, 95 кв.м., а на предыдущем месте жительства истец был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 15 кв.м, а следовательно, не являлся нуждающимся в жилом помещении.
При изложенных обстоятельствах, вселение и регистрация истца в жилое помещение меньшей площади в пределах одного и того же населенного пункта свидетельствует об умышленном ухудшении жилищных условий.
Действия Федорова Д.В. по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв.м, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв.м, свидетельствуют об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений ч. 8 ст. 4 Закона N283-ФЗ дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа Федорову Д.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Исходя из изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела в связи с чем решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в иске в полном объеме.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе ФСИН России, признаются судебной коллегией обоснованными, а сама жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда горда Ставрополя от 11.07.2016 года отменить принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Федорова Д.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ответчика устранить допущенные нарушения - отказать.
Апелляционную жалобу ФСИН России удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.