Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В.
судей Шурловой Л.А., Тепловой Т.В.
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ставрополю в лице начальника А.С. Шиянова на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24 мая 2017 года по исковому заявлению Бойко А.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о признании права на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
Бойко А.И. обратилась в суд с настоящим иском (впоследствии уточненным) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование заявленных требований указала, решением N05/13 от 01.02.2017г. ей отказано в назначении такой пенсии из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. По мнению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю СК не подлежат включению в указанный стаж периоды: с 02.09.1980г. по 15.08.1983г. в должности старшей пионервожатой в Большевистской средней школе N 10, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком N 781; с 14.11.2001г. по 16.11.2001г. - курсы повышения квалификации с отрывом от производства, поскольку это не предусмотрено Правилами N 516 и Правилами N781; с 16.09.2013г. по 20.09.2013г. - период нахождения в командировке, поскольку это не предусмотрено Правилами N 516 и Правилами N 781; с 14.10.1998г. по 16.10.1998г., с 12.01.2015г. по 16.01.2015г., с 03.11.2015г. по 06.11.2015г., 30.12.2015г. - отпуска без сохранения заработной платы, поскольку это не предусмотрено Правилами N 516 и Правилами N 781; с 01.10.2016г. по 31.10.2016г. в должности заместителя директора по учебной работе в государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 33 г. Ставрополя", поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о периодах работы в этом организации после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования. С указанным решением пенсионного органа не согласна, отказ ограничивает ее конституционные права на социальное обеспечение.
Просит признать педагогической деятельностью, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии периоды работы: с 02.09.1980г. по 15.08.1983г. в должности старшей пионервожатой в Большевистской средней школе N 10; с 16.08.1983г. по 25.06.1986г. - обучение в Ставропольском государственном педагогическом институте; с 14.11.2001г. по 16.1 1.2001г. - курсы повышения квалификации с отрывом от производства; с 16.09.2013г. по 20.09.2013г. - период нахождения в командировке; с 01.10.2016г. по 31.10.2016г. в должности заместителя директора по учебной работе в государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 33 г. Ставрополя", признать отказ Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю незаконным, обязать назначить пенсию с даты обращения -01.11.2016г..
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 24 мая 2017 года исковые требования Бойко А.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю удовлетворены.
Суд включил Бойко А.И. в стаж педагогической работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года, периоды:
- с 02.09.1980г. по 15.08.1983г. - работа в должности старшей пионервожатой в Большевистской средней школе N 10;
- с 16.08.1983г. по 25.06.1986г. - обучение в Ставропольском государственном педагогическом институте;
- с 14.11.2001г. по 16.11.2001г. - курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
- с 16.09.2013г. по 20.09.2013г. - период нахождения в командировке;
- с 01.10.2016г. по 31.10.2016г. - работа в должности заместителя директора по учебной работе в государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 33 г. Ставрополя".
Суд признал незаконным отказ ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю в досрочном назначении Бойко А.И. страховой пенсии по старости N 05/13 от 01.02.2017 года и возложил обязанность на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю назначить Бойко А.И. досрочную страховую пенсию согласно пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения - с 01.11.2016 года.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю, в лице начальника - Шиянова А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на несогласие с постановленным решением суда.В обоснование доводов указывает, что возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности. Должность "старшая пионервожатая" Списком N 781 не предусмотрена. В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Правил N 781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитывается работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1-1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, при условии выполнения нормы рабочего времени, независимо от того, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы. Правилами N 516, а также Правилами N 781 не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, в командировках. Период обучения засчитывается при условии осуществления педагогической деятельности, которая должна непосредственно предшествовать и непосредственно за ним следовать. Таким образом, при применении абзаца пятого пункта 2 Положения N 1397 необходимо учитывать весь период обучения в учебном заведении, а не отдельную его часть. Следовательно, не имеется оснований для включения в специальный стаж периода обучения с 16.08.1983 по 25.06.1986 в Ставропольском государственном педагогическом институте. Суд, оценивая действия Управления, прежде всего должен рассматривать вопрос о правильности применения закона в области пенсионного обеспечения, а не толковать его расширительным образом.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Бойко А.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом заказным с уведомлением.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на неё, заслушав пояснения представителя истца- Шевченко И.В. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к удовлетворению доводов жалобы по следующему.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, 31.10.2016 года Бойко А.И. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". ГУ - Управлением пенсионного фонда РФ г.Ставрополя принято решение N 05/13 от 01.02. 2017 года об отказе Бойко А.И. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ, при этом в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, по тексту решения включены периоды работы общей продолжительностью 24 года 06 месяцев 19 дней. В письменных возражениях на иск Управление указывает о включении периодов работы общей продолжительностью 21 год 07 месяцев 05 дней и по доводам пенсионного органа не могут быть засчитаны все заявленные истцом периоды работы.
Так, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не включены спорные периоды работы истца:
с 02 сентября 1980 года по 15 августа 1983 года в должности старшей пионервожатой в Большевистской средней школе N 10.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на зачет периода работы в должности ст.пионервожатой в специальный стаж, поскольку данный период до 01 октября 1993 года включался в стаж работы по специальности, по сути истец выполняла обязанности по внеклассной и внешкольной работе с детьми, организуя досуг обучающихся в учебное и каникулярное время и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Данные выводы основаны на правильном применении норм материального права, а ссылки апелляционной жалобы Управления следует признать несостоятельными.
Положениями подпункта "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются, в том числе, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Аналогичная позиция содержится в абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждении, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым предусмотрена должность воспитатель и учитель школ - интернат и школ всех наименований.
В указанном Списке должность пионервожатой отсутствует.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" утратило силу с 01 октября 1993 года.
С учетом анализа приведенных правовых норм следует, что законодательство, действовавшее до 01 октября 1993 года, предусматривало зачет в специальный стаж педагогической деятельности работы в должности штатных пионервожатых. В то же время после 01 октября 1993 года пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения в специальный стаж педагогической работы, учитываемой в целях назначения пенсии по старости на льготных условиях, работы в должности пионервожатых.
Таким образом, после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 01 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, в то же время оспариваемый период работы истца в должности пионервожатой протекал до 15 августа 1983 года и подлежал включению в стаж для назначения досрочной пенсии.
Пенсионный органом не было учтено, что в тот период времени, когда Бойко А.И. ( с 02 сентября 1980 по 15 августа 1983 года) работала старшей пионервожатой, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Из записи в трудовой книжке серии AT- III N 1468090 следует, что Бойко А.И. 02.09.1980 года по приказу N 97 от 02.09.1980 года Ипатовского РОНО была назначена на должность старшей пионервожатой в Большевитскую среднюю школу N 10. Освобождена от занимаемой должности 15.08.1983 года на основании приказа Ипатовского РОНО N 235 от 17.08.1983 года.
Суд обоснованно включил Бойко А.И. в стаж педагогической работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года, период с 16.08.1983г. по 25.06.1986г. - обучение в Ставропольском государственном педагогическом институте.
Как следует из материалов дела, согласно диплома серии MB N 522928 истица Бойко (в девичестве Чуб) А.И. в период с 1981 года по 1986 год проходила обучение в Ставропольском ордена Дружбы народов государственном педагогическом институте по специальности "русский язык и литература", по результатам обучения ей присвоена квалификация "учитель русского языка и литературы".
Согласно записи в трудовой книжке, истица 01.08.1983г. зачислена на 2 курс факультета русского языка и литературы Ставропольского ордена Дружбы народов государственного педагогического института в связи с переводом с заочной формы обучения. Отчислена из института 15.08.1986г. в связи с его окончанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. N 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшего в период обучения истицы в педагогическом институте, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данным пунктом не установлено ограничение на очную или заочную форму обучения.
В силу п. 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на эту пенсию, что в данном случае соблюдено: в период с 02.09.1980г. по 15.08.1983г. работала в должности старшей пионервожатой и после окончания педагогического института была принята на должность учителя русского языка и литературы в Октябрьскую среднюю школу N 3 села Октябрьское Ипатовского района Ставропольского края, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Из содержания приведенных норм права следует, что включение в педагогический стаж времени обучения в институте период обучения в педагогических учебных заведениях и университетах подлежит включению в педагогический стаж, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность до 1 октября 1993 г., так как данную льготу предоставляло советское законодательство.
В этом случае в стаж педагогической работы педагогам засчитывается время обучения (по очной форме) в аспирантуре, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
Пенсионным органом со ссылкой на то, что спорные периоды не предусмотрены Правилами N 516 и Правилами N781 не засчитаны периоды с 14.11.2001г. по 16.11.2001г. - курсы повышения квалификации истца с отрывом от производства (выписка из приказа N 61 от 12.11.200г., выданная ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 33 г. Ставрополя") и нахождение истца в командировке с 16.09.2013г. по 20.09.2013г. (приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку N 43 от 13.09.2013г., выданный государственным казенным (коррекционным) общеобразовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 33 г. Ставрополя").
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении иска и в части указанных периодов.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 г. N 70 "Об утверждении разъяснений "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий" при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию, в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период исполнения данной работы, с применением правил подсчёта соответствующего стажа. Изложенный порядок подсчёта стажа применяется в том случае, если с учётом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правого акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет.
Систематическое повышение профессионального уровня является обязанностью педагогического работника в силу действующего законодательства (ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы ( статья 187 ТК РФ).
Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы п.1 ст. 166 Трудового кодекса РФ и согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Из указанных правовых норм периоды нахождения истца в командировках и на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Довод жалобы о необоснованном включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода нахождения на курсах повышения квалификации и периода нахождения в командировке был предметом исследования суда первой инстанции, суд данному доводу дал надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается,поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Такое толкование закона дано Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 14.12.2012 N 15-КГ2-2. Как и периоды учебных отпусков являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, а потому на основании абз. 2 п. 5 указанных выше Правил, период учебных отпусков подлежит зачету в специальный стаж, на что обращено внимание Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 04.02.2011 N 74-В10-11.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда о признании необоснованным решения пенсионного органа об исключении из педагогического стажа истца периода работы с 01.10.2016г. по 31.10.2016г. в должности заместителя директора по учебной работе в государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 33 г. Ставрополя", а доводы жалобы об обратном неубедительными.
Согласно ст. 11 ФЗ N 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно справке государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 33 г. Ставрополя", составленной по форме СПВ - 2 "Сведения о страховом стаже зарегистрированного лица для установления трудовой пенсии", в указанный период времени работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с заработной платы Бойко А.И.
Ссылки апеллянта на то, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Правил N 781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитывается работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1-1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, при условии выполнения нормы рабочего времени, независимо от того, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы,
судебной коллегией отклоняются, поскольку данная позиция выражена ответчиком без учета системного толкования положений приведенных Правил, то есть без учета пункта 4, позволяющих засчитывать суммарную продолжительность работы в должностях, указанных в Списке.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЭ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЭ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Указанным решением Управления отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, по тем основаниям, что в специальный стаж не включен период трудовой деятельности истца с 01.10.2016г. по 31.10.2016г. в должности заместителя директора по учебной работе ввиду отсутствия сведений о периодах работы в этой организации после регистрации в системе государственного пенсионного страхования в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Иных оснований для отказа в обжалуемом решении ГУ УПФ не указано.
Указание в доводах апелляционной жалобы на необходимость установления обстоятельств нормы рабочего времени выполнения работы истицей в оспариваемый и ведения преподавательской работы, при том, что в обжалуемом решении ГУ УПФ эти основания не указаны, не могут повлечь отмену решения суда.
В связи с чем суд обоснованно признал оспариваемое решение незаконным.
Кроме того, ненадлежащее оформление финансовых трудовых документов истицы работниками учреждения не может повлечь для нее негативных последствий по отказу в назначении пенсии досрочно, при том, что доказательств выполнения ею работы на неполную ставку или оклад также не представлено.
Таким образом, судом вынесено решение на основании надлежащих, в том числе и письменных доказательств, исследованных судом в судебном заседании, которым дана обоснованная оценка, при правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24 мая 2017 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.