Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Тарарухиной И.Л.,
с участием:
представителя административных истцов Колчина А.Н.,
представителя Думы города Иркутска Котляр Ю.А.,
представителя администрации города Иркутска Васильевой М.И., Рассикас М.С.,
представителя Управления Росреестра по Иркутской области Полозовой В.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Румянцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-156/2017 по административному исковому заявлению Сидоровой Ирины Николаевны, Сидоровой Валерии Николаевны, Бубникович Ольги Николаевны, Игумнова Владимира Анатольевича, Кузьменкина Виктора Спиридоновича, Леоновой Натальи Владимировны, Соколовой Ольги Витальевны, Шарафетдинова Сергея Ильича, Токаревой Татьяны Михайловны, Лыткиной Татьяны Николаевны, Забойко Любови Александровны, Исмаилова Айдын Микаил оглы о признании не действующим в части решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6,
установил:
решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 утверждены правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск (далее - правила землепользования и застройки).
Оспаривая указанное решение Думы в части отнесения земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" по "адрес изъят" к территориальной зоне "Зона застройки индивидуальными и блокированными домами с приусадебными участками (1-3 эт.) (ЖЗ-101), административные истцы указали, что на данном земельном участке, начиная с 17 июня 2011 года, находится многоквартирный жилой дом, собственниками квартир в котором они являются.
В настоящее время Куйбышевским районным судом г. Иркутска рассматривается гражданское дело по иску администрации г. Иркутска о признании многоквартирного жилого дома по "адрес изъят" самовольной постройкой и его сносе за счет собственников квартир в доме.
Нарушение своих прав истцы обосновывают тем, что отнесение земельного участка по "адрес изъят" к указанной территориальной зоне осуществлено без учета фактического его использования - под эксплуатацию многоквартирного жилого дома, существовавшего до принятия этого решения. На основании оспариваемого решения Думы г. Иркутска администрация г. Иркутска требует признания многоквартирного жилого дома самовольной постройкой и его последующего сноса за счет административных истцов.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представители Думы и администрации г. Иркутска указали, что оспариваемое решение принято полномочным органом, в пределах его компетенции, соответствует требованиям градостроительного законодательства, соответствует положениям Генерального плана города Иркутска и установленным в его составе функциональным зонам, процедура принятия решения Думы соблюдена, права и законные интересы административных истцов оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает.
В судебное заседание не явились административные истцы, Чистякова Л.П., Гавра М.А., о месте и времени судебного заседания были извещены. В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, не является препятствием к рассмотрению административного дела. С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, прокурора, с учетом положений статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя административных истцов Колчина А.Н., представителя Думы г. Иркутска Котляр Ю.А., представителей администрации города Иркутска Васильевой М.И., Рассикас М.С., представителя Управления Росреестра по Иркутской области Полозовой В.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Румянцевой А.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Иркутский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Устава г. Иркутска (принят решением Думы города Иркутска от 20 мая 2004 года N 003-20-430537/4) город Иркутск является муниципальным образованием и наделен законом Иркутской области статусом городского округа (л.д.135-214 т.2).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
На основании пункта 1.2 части 1 статьи 28 Устава г. Иркутска представительным органом города Иркутска является Дума г. Иркутска.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
Представителями Думы г. Иркутска и администрации г. Иркутска суду представлены документы в подтверждение полномочий представительного органа власти, соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его опубликования, которые исследованы судом в соответствии с положениями статьи 164 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением администрации города Иркутска от 1 июля 2014 года N 031-10-4385/6 "О делегировании полномочий" с последующими изменениями, внесенными распоряжением администрации города Иркутска от 13 июля 2016 года N 031-10-444/14, заместителем мэра - председателем комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска было издано распоряжение от 25 июля 2016 года N 944-02-110/6/6 "О подготовке проектов правил землепользования и застройки частей территории города Иркутска" (л.д.230-232 т.5), которое опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 26 июля 2016 года N 35 (662).
Публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск и правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения город Иркутск, были назначены постановлением администрации города Иркутска от 22 августа 2016 года N 031-06-780/6 "О назначении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки частей территории города Иркутска", опубликовано в газете "Иркутск официальный" (л.д. 235-238 т.5).
Проект правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, был опубликован в официальном печатном издании газете "Иркутск" от 23 августа 2016 года N 39 (666) (л.д. 236-238 т.5), а также размещен на официальном сайте г. Иркутска в сети "Интернет": www.admirk.ru, начиная c 23 августа 2016 года.
По завершению публичных слушаний Комиссией было подготовлено заключение по результатам публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки (л.д. 108-125 т.6) опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 20 сентября 2016 года N 44 (671), а также размещено на официальном сайте администрации города Иркутска.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки были проведены в срок с 23 августа 2016 года по 20 сентября 2016 года (29 дней), что не нарушает сроки, установленные законом.
Постановлением мэра города Иркутска "О проекте решения Думы города Иркутска "Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения города Иркутска" от 17 октября 2016 года N 031-06-948/6 (л.д. 239 т.5) проект был одобрен и внесен на рассмотрение Думы города Иркутска с приложением заключения по результатам публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения города Иркутска, с протоколами публичных слушаний.
Оспариваемое решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 года N006-20-260430/6 принято полномочным органом - Думой города Иркутска, в соответствии с пунктами 28, 29 части 3 статьи 31 Устава города Иркутска по представлению мэра города Иркутска Дума города Иркутска.
По основаниям нарушения процедуры подготовки и принятия правил землепользования и застройки части г. Иркутска административные истцы не оспаривают нормативный правовой акт.
Решением Думы г. Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 утверждены правила землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск ( л.д. 100-250 т.3, л.д. 1-137 т.4).
30 марта 2017 года решением Думы г. Иркутска N 006-20-350502/7 в правила землепользования и застройки внесены изменения (л.д.126-250 т.6, л.д.1-250 т.7, л.д. 1-84 т.8).
Решение Думы г. Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 "Об утверждении правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск" опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 15 ноября 2016 года N 54 (681) (л.д. 149-250 т.4), а также на официальном сайте администрации г. Иркутска в сети "Интернет": www.admirk.ru.
Решение Думы г. Иркутска от 30 марта 2017 года N 006-20-350502/7 "О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28.10.2016 г. N 006-20-260430/6 "Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск" опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 11 апреля 2017 года N 15 (703) (л.д.78-81 т.8), а также на официальном сайте администрации г. Иркутска в сети "Интернет": www.admirk.ru.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Утверждение и внесение изменений в правила землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты (пункт 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе территориальные зоны (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса), границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса).
Как следует из материалов данного дела и материалов дел правоустанавливающих документов, представленных суду Управлением Росреестра по Иркутской области (л.д. 144-153 т.1, т.9, т.10), административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом "адрес изъят", расположенного на земельном участке с кадастровым номером "номер изъят", находящегося в собственности Гавра М.А. и Чистяковой Л.П., привлеченных к участию в деле. Собственниками земельного участка решение Думы г. Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск" (в редакции от 30 марта 2017 года) не оспаривается.
Административные истцы нарушение своих прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом обосновали тем, что отнесение земельного участка по "адрес изъят" к территориальной зоне "Зона застройки индивидуальными и блокированными домами с приусадебными участками (1-3эт.) (ЖЗ-101) осуществлено вопреки фактическому его использованию - эксплуатация многоквартирного жилого дома, в котором находятся квартиры истцов. В связи с этим, администрация г. Иркутска требует сноса указанного многоквартирного дома как самовольной постройки.
Этот довод является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 28 июня 2007 года N 004-20-390583/7, земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" расположен в функциональной зоне "Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)".
В соответствии с генеральным планом г. Иркутска в редакции решения Думы г. Иркутска от 6 июля 2012 года N 005-20-360589/12 земельный участок участок с кадастровым номером "номер изъят" расположен в функциональной зоне "Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 эт.) (Ж-1)".
В соответствии с генеральным планом г. Иркутска в редакции решения Думы г. Иркутска от 5 июля 2016 года N 006-202303375/6 земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" расположен в функциональной зоне "Зоны застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными участками (Ж-1)".
В соответствии с ранее действующими правилами землепользования и застройки части территории "адрес изъят", утвержденными решением Думы г. Иркутска от 23 ноября 2012 года N 005-20-400654/2 (в редакциях решений Думы г. Иркутска от 29 апреля 2013 года N 005-20-460772/3, от 29 ноября 2013 года N 005-20-510886/3, от 28 ноября 2014 года N 006-20-030053/4), земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" частично находится в территориальной зоне "Зона застройки индивидуальными отдельно жилыми домами (1-3эт.) (ЖЗ-101)", частично в границах общего пользования в планировочном микрорайоне "номер изъят"
В соответствии с оспариваемым решением Думы г. Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 (в редакции решения Думы г. Иркутска от 30 марта 2017 года N 006-20-32-0502/7) земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" находится в территориальной зоне "Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными участками(1-3эт.) (ЖЗ-101)" и частично в границах территории общего пользования.
В соответствии с проектом планировки предместья Марата, предместья Радищева, предместья Рабочее, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 5 июля 2012 года N 031-06-1465/12, указанный земельный участок находится частично в зонах "Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (1-3эт.) (Ж-1) и частично в границах территории общего пользования.
Указанные обстоятельства подтверждаются выкопировками из генерального плана г. Иркутска в приведенных редакциях (л.д. 227-235 т.1), ситуационными планами, составленными на основании сведений генерального плана в действующей редакции, действующих правил землепользования и застройки части г. Иркутска, проекта планировки предместья Марата, предместья Радищева, предместье Рабочее, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка (л.д.201-203 т.8, л.д. 104-106 т.11), а также письменными пояснениями административного ответчика, не опровергнутыми представителем административных истцов.
Поскольку Генеральным планом функциональное назначение указанной административными истцами зоны установлено как "Зоны застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными участками (Ж-1)", то правила землепользования и застройки, определяющие указанную зону как "Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными участками(1-3эт.) (ЖЗ-101)" не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 34 Приложения 1 к Правилам землепользования и застройки г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск", утвержденным оспариваемым решением Думы г. Иркутска, в отношении земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" предусматривается возможность установить условный вид разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка".
Исследованными в судебном заседании материалами дел правоустанавливающих документов по данным Управления Росреестра по Иркутской области, земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" в 2003 году постановлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями (л.д.272 т.10) и по настоящее время этот вид разрешенного использования не изменен и соответствует документам территориального планирования г.Иркутска.
Как следует из пояснений представителя административных истцов Колчина А.Н., представителя администрации г. Иркутска Васильевой М.И. и подтверждается материалами дел правоустанавливающих документов, на указанном земельном участке находился индивидуальный жилой дом общей площадью 72,5 кв.м., который был снесен и возведен трехэтажный жилой дом площадью 1571,2 кв.м., в котором административные истцы приобрели квартиры, зарегистрированные Управлением Росреестра по Иркутской области на основании соглашения между бывшими собственниками о выделе долей в натуре в общей долевой собственности.
Довод представителей Думы и администрации г.Иркутска о незаконности действий Управления Росреестра по Иркутской области, по существу легализовавшего самовольное строение - многоквартирный жилой дом при отсутствии к тому правовых оснований, не может быть принят судом во внимание, поскольку этот вопрос не является предметом рассмотрения по данному делу.
Не может быть принято во внимание и суждение представителя Думы г. Иркутска в дополнительных возражениях о том, что решением Иркутского областного суда от 3 июля 2017 года удовлетворено административное исковое заявление ООО "БетонСтрой", оспаривавшего решение Думы г. Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 "Об утверждении правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск", в том числе по мотиву недействительности состава комиссии по подготовке правил землепользования и застройки. Поскольку по настоящему делу судом не установлено нарушение прав и законных интересов административных истцов оспариваемым нормативным правовым актом, то возможное формальное нарушение процедуры или порядка его подготовки в данном случае правового значения не имеет.Кроме того, решение Иркутского областного суда от 3 июля 2017 года не вступило в законную силу.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое в части решение думы г. Иркутска от 28 октября 2017 года N 006-20-260430/6 не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов, а потому суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Сидоровой Ирины Николаевны, Сидоровой Валерии Николаевны, Бубникович Ольги Николаевны, Игумнова Владимира Анатольевича, Кузьменкина Виктора Спиридоновича, Леоновой Натальи Владимировны, Соколовой Ольги Витальевны, Шарафетдинова Сергея Ильича, Токаревой Татьяны Михайловны, Лыткиной Татьяны Николаевны, Забойко Любови Александровны, Исмаилова Айдын Микаил оглы о признании не действующим в части решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Г.Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.