Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.С.,
судей Кокшарова Е.В., Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Цыпиной Е.В.
в помещении суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора, действующего в интересах Трынова Владимира Александровича к Министерству здравоохранения Свердловской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Алапаевская центральная районная больница" о возложении обязанности по доставлению до места проведения гемодиализа и обратно, возмещении транспортных расходов,
по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области
на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 08.06.2017.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Удаловой К.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным; объяснения представителя ответчика - Министерства здравоохранения Свердловской области, Слепухиной Я.Е., поддержавшей доводы и требования апелляционной жалобы; объяснения представителя ответчика - ГБУЗ СО "Алапаевская центральная районная больница", Клементьевой Е.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Алапаевский городской прокурор, действующий в интересах Трынова В.А., 21.04.2017 обратился с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области, ГБУЗ СО "Алапаевская центральная районная больница" о возложении обязанности по доставлению гражданина, нуждающегося в постоянной медицинской помощи, до места проведения медицинской процедуры гемодиализа и обратно, возмещении соответствующих транспортных расходов. В обоснование исковых требований указано, что гражданин Трынов В.А., проживающий в Алапаевском районе Свердловской области, является инвалидом первой группы, для него жизненно необходимой является проведение процедуры гемодиализа трижды в неделю. Трынов В.А. постоянно проживает в Алапаевском районе Свердловской области. В населенном пункте, где он проживает, соответствующая медицинская помощь не может быть оказана в связи с отсутствием необходимого медицинского оборудования, в связи с чем он вынужден постоянно ездить для получения необходимой ему медицинской помощи в г. Алапаевск.
Ссылаясь на то, что субъект Российской Федерации обязан предоставлять специализированную медицинскую помощь (к которой относится, в том числе, процедура гемодиализа), обеспечивать организацию оказания населения специализированной медицинской помощи, финансировать за счет своих средств оказание специализированной медицинской помощи в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренных в территориальных программах обязательного медицинского страхования, при том, что транспортировка больных для проведения гемодиализа является частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, указывая на нормы Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", прокурор просил иск удовлетворить.
Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 08.06.2017 исковые требования прокурора удовлетворены:
- на ответчика ГБУЗ СО "Алапаевская центральная городская больница" возложена обязанность по организации и обеспечению доставки автомобильным транспортом Трынова В.А., проживающего на территории Алапаевского района, от места его жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа;
- на ответчика Министерство здравоохранения Свердловской области возложена обязанность производить ГБУЗ СО "Алапаевская центральная городская больница" возмещение соответствующих транспортных расходов Трынова В.А.
С таким решением не согласился ответчик - Министерство здравоохранения Свердловской области, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильном применении норм материального права: применен закон, не подлежащий применению (в частности, утратившие силу Постановление Правительства Свердловской области от 04.05.2010 N 706-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области", письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388, от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796, Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"); не применен закон, подлежащий применению (в частности, должен был быть применен приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.03.2006 N 150 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью"). В апелляционной жалобе также указывается, что судом неправильно применены положения Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части толкования понятия "медицинская услуга", мероприятий, которые оказываются в рамках специализированной медицинской помощи. Кроме того, в апелляционной жалобе ответчик указывает на необоснованное возложение на него обязанности по обеспечению транспортировки больных, поскольку такие обязанности должны быть возложены на органы местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу, поступивших в Алапаевский городской суд Свердловской области 02.08.2017, прокурор, а также третье лицо - Администрация муниципального образования Алапаевское с решением суда согласны, полагают его законным, обоснованным, не подлежащим отмене.
В заседание суда апелляционной инстанции явились:
- прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Удалова К.С., поддержавшая доводы представленных ранее возражений на апелляционную жалобу ответчика;
- представитель ответчика - Министерства здравоохранения Свердловской области, Слепухина Я.Е., поддержавшая доводы и требования апелляционной жалобы;
- представитель ответчика - ГБУЗ СО "Алапаевская центральная районная больница", Клементьева Е.М., поддержавшая доводы и требования апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Свердловской области.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда - www.ekboblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке. Явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не возражали против рассмотрения гражданского дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд руководствовался нормами:
- ст. ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений; в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека;
- положениями Федерального закона N 323-ФЗ Федеральный закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Постановлением Правительства Свердловской области от 25.12.2014 N 1207-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
- Постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 16-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства здравоохранения Свердловской области";
- приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1271-н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа" (зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2013 N 26797) и от 13.08.2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" (вместе с "Положением об организации деятельности отделения диализа", "Рекомендуемым положением об организации деятельности Центра амбулаторного диализа").
Установив, что перевозка граждан, нуждающихся в соответствующей медицинской помощи, в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составной частью мероприятия по оказанию услуги, охватывается понятием медицинской помощи, обязанность по организации которой, в силу закона, возложена на субъект Российской Федерации, интересы которого в области здравоохранения представляет ответчик (Министерство здравоохранения Свердловской области), учитывая тот факт, что гемодиализ на территории населенного пункта, где проживает нуждающийся в постоянной медицинской помощи Трынов В.А. (с. Арамашево Алапаевского района Свердловской области) не проводится, необходимая доступность медицинской помощи не обеспечена, такая услуга доступна только в г. Алапаевске, при необходимости истцу данной медицинской помощи три раза в неделю, принимая во внимание тот факт, что расходы на перевозку до лечебного учреждения, проводящего процедуру гемодиализа, в состав тарифа за счет средств ОМС не входит, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обязанности Министерства здравоохранения Свердловской области по финансированию перевозки истца до лечебного учреждения и обратно с целью оказания специализированной медицинской помощи - гемодиализа.
Поскольку расходы на перевозку нуждающихся в медицинской помощи граждан к месту проведения гемодиализа (оказания услуги, транспортная доступность которой не обеспечена, т.к. отсутствует такая услуга по месту жительства истца) не включены в тариф услуги по ОМС, а эти расходы являются необходимыми для получения лечения применением процедуры гемодиализа, жизненно необходимой гражданину в постоянном режиме по графику, определенному лечебным учреждением, учитывая приведенные выше нормы, суд первой инстанции правомерно указал на обязанность субъекта Российской Федерации (на основании п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ, п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") финансировать такие расходы.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что такие расходы не могут быть отнесены к транспортным расходам, обязанность компенсировать которые возлагается на орган местного самоуправления (с учетом нормы об обязанности органа местного самоуправления организовать транспортное обслуживание граждан), т.к. эти расходы непосредственно связаны со специализированной медицинской помощью, необходимы исключительно для оказания такой помощи, а не являются необусловленными необходимостью лечения расходами на транспортное обслуживание граждан городского округа.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии норм права о включении транспортировки больных для оказания специализированной медицинской помощи в состав специализированной медицинской помощи и в стандарт по оказанию такой помощи не могут быть приняты во внимание, т.к. по существу противоречат нормам ст.ст. 10, 11 Федерального закона N 323-ФЗ, согласно которым оказываемая медицинская помощь (в т.ч. и специализированная) должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения нуждающийся в постоянной медицинской помощи гражданин лишен возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться ему бесплатно.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что выделяемые Министерству здравоохранения Свердловской области средства являются целевыми и не могут быть использованы на иные цели, в т.ч. транспортировку больных для оказания специализированной медицинской помощи, не согласуется с нормой п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ, которой предусмотрена обязанность финансирования расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования, за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а также не согласуются с наличием у Министерства здравоохранения Свердловской области полномочий по организации оказания населению Свердловской области специализированной медицинской помощи, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 16-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства здравоохранения Свердловской области".
Отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке, неуказание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких расходов (ст. п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ, п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 08.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий Иванова Т.С.
Судьи Кокшаров Е.В.
Редозубова Т.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.