Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Кокшарова Е.В.,
Федина К.А.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Шевелиной Наталии Олеговны к администрации городского округа Красноуфимск, финансовому управлению администрации городского округа Красноуфимск о включении периодов работы в стаж муниципальной службы, изменении формулировки основания увольнения, признании права на назначение пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе администрации городского округа Красноуфимск на решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 09.06.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца Шевелиной Н.О., представителя ответчика администрации городского округа Красноуфимск Шахбанова Р.О., действующего на основании доверенности N7/2016 от 15.11.2016, судебная коллегия
установила:
Шевелина Н.О. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Красноуфимск, финансовому управлению администрации городского округа Красноуфимск, в котором просила:
признать перевод с должности начальника отдела государственных доходов финансового отдела Исполкома Красноуфимского городского Совета народных депутатов соответствующим основанию увольнения, предусмотренному п.п.5 п.10 гл.3 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа Красноуфимск", утвержденному решением Думы городского округа Красноуфимск от 01.12.2011 N53/3 (в редакции решения Думы от 24.04.2014 N24/6);
включить в стаж муниципальной службы периоды работы с 22.01.1979 по 30.03.1990 в финансовом отделе исполнительного комитета Красноуфимского городского Совета народных депутатов, 30.03.1990 по 31.12.2014 в государственной налоговой инспекции по г.Красноуфимску, инспекции Министерства по налогам и сборам России по г.Красноуфимску, инспекции Министерства по налогам и сборам России N2 по Свердловской области, межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N2 по Свердловской области, межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N2 по Свердловской области;
признать право на назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы с 03.11.2016.
В обоснование иска указала, что в оспариваемые периоды замещала должности, относящиеся к должностям муниципальной службы, государственной гражданской службы. Полагая, что у неё, как лица, замещавшего муниципальные должности муниципальной службы, возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, Шевелина Н.О. 03.11.2016 обратилась в администрацию городского округа Красноуфимск с соответствующим заявлением. Решением ответчика от 19.12.2016 N161 Шевелиной Н.О. неправомерно отказано в назначении пенсии по выслуге лет, в силу не отнесения истца к категории лиц, имеющих право на получение пенсионного обеспечения за счет местного бюджета.
Ответчики иск не признали и, ссылаясь на необоснованность требований, указали, что Шевелина Н.О. не замещала должности муниципальной службы городского округа Красноуфимск не менее трех лет непосредственно перед увольнением, в связи с чем не имеет право на пенсию за выслугу лет.
Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 09.06.2017 иск Шевелиной Н.О. к администрации городского округа Красноуфимск удовлетворен в полном объеме, в удовлетворении иска, предъявляемого к финансовому управлению администрации городского округа Красноуфимск истцу отказано.
Не согласившись с решением суда, администрацией городского округа Красноуфимск подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе Шевелиной Н.О. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от истца поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции явились представитель ответчика администрации городского округа Красноуфимск, настаивавший на доводах апелляционной жалобы, истец, указавший на законность и обоснованность решения суда.
Представители ответчика финансового управления администрации городского округа Красноуфимск, третьего лица государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области в суд апелляционной инстанции не явились.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем напрвления судебных извещений (N33-15944/2017 от 21.08.017. Также лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленный фактов.
Постановленное по делу решение суда не отвечает вышеуказанным требованиям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела в период с 22.01.1979 по 29.03.1990 Шевелина Н.О. состояла в штате финансового отдела исполнительного комитета Красноуфимского городского Совета народных депутатов в должностях старшего экономиста, заместителя заведующей.
Приказом от 30.03.1990 N1 Шевелина Н.О. переведена в распоряжение государственной налоговой инспекции, в последующем неоднократно переименовывавшейся, где в период с 30.03.1990 по 31.12.2014 проходила службу в качестве руководителя.
Увольнение Шевелиной Н.О. с государственной гражданской службы произведено по п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе", по истечении срока действия срочного служебного контракта.
С 31.12.2009 Шевелина Н.О. является получателем пенсии по старости на основании ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
03.11.2016 истец обратилась в администрацию городского округа Красноуфимск с заявлением о включении в стаж муниципальной службы перечисленных выше периодов работы, назначении пенсии за выслугу лет.
Распоряжением администрации городского округа Красноуфимск от 19.12.2016 N161 Шевелиной Н.О. отказано в удовлетворении её заявления, по мотиву того, что истец не замещала должности муниципальной службы городского округа Красноуфимск не менее трех лет непосредственно перед увольнением, в связи с чем не имеет право на пенсию за выслугу лет.
Удовлетворяя требования Шевелиной Н.О. о включении в стаж муниципальной службы спорных периодов, суд первой инстанции, исходил из того, что по своей правовой природе замещаемые истцом с 22.01.1979 по 29.03.1990 должности старшего экономиста, заместителя заведующей в финансовом отделе исполнительного комитета Красноуфимского городского Совета народных депутатов относятся к должностям муниципальной службы, поскольку соответствуют введенным в последующем Реестрам должностей муниципальной службы, утвержденных Законами Свердловской области от 07.08.1996 N34-ОЗ, 14.06.2005 N49-ОЗ, а последующий период прохождения государственной гражданской службы с 30.03.1990 по 31.12.2014 в качестве руководителя налоговой инспекции, подлежит зачету в стаж муниципальной службы, в силу прямого указания в п.10 ст. 11 Закона Свердловской области от 21.01.1997 N5-ОЗ "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области".
Вместе с тем, указанные суждения суда первой инстанции, на основании которых последним сделан вывод о наличии у Шевелиной Н.О. права на назначение пенсии за выслугу лет основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, неверной оценке фактических обстоятельств дела, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов в стаж муниципальной службы, назначения пенсии по выслуге лет заслуживают внимания.
Согласно ч. 1 ст. 2 от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 "25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
При этом содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.
Положениями Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Именно поэтому как Федеральный закон от 15.12.2001 N166-ФЗ (п.4 ст.7), так и Федеральный закон от 02.03.2007 N25-ФЗ (ч.1 ст.24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на сами органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих, в связи с чем оценка прав служащего на пенсионное обеспечение за счет средств местного бюджета должна производиться с учетом заявительного порядка назначения пенсии по выслуге лет и действующего в органе местного самоуправления акта, регулирующего порядок назначения таких пенсий.
Отношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к трудовой (страховой) пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Красноуфимск, регулируются Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа Красноуфимск", утвержденным решением Думы городского округа Красноуфимск от 01.12.2011 N53/3.
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что гражданин, замещавший должность муниципальной службы не менее трех лет перед увольнением с муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее десяти лет, достигший возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством, имеет право на пенсию за выслугу лет при прекращении трудового договора, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы, в том числе, в связи с сокращением должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления городского округа Красноуфимск.
Таким образом, для назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность муниципальной службы в городском округе Красноуфимск необходима совокупность нескольких условий: наличие стажа муниципальной службы не менее 10 лет; замещение должности муниципальной службы перед увольнением не менее трех лет; достижение возраста, дающего права на трудовую пенсию по старости (инвалидности), назначение такой пенсии; увольнение с муниципальной службы по указанным в Положении основаниям.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами Шевелина Н.О., проходя в период с 30.03.1990 по 31.12.2014 государственную гражданскую службу в налоговой инспекции, выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в городском округе Красноуфимск не замещала.
Таким образом, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет истец не отвечала требованиям, установленным Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа Красноуфимск, которое разработано в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", поскольку не замещала должности муниципальной службы перед увольнением не менее трех лет, в связи с чем оснований для назначения Шевелиной Н.О. пенсии по выслуге лет не имелось.
При этом, не основанные на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, ошибочные суждения суда первой инстанции о необходимости приведения в соответствие основания увольнения истца с должности начальника отдела государственных доходов финансового отдела Исполкома Красноуфимского городского Совета народных депутатов в связи с переводом, имевшим место 30.03.1990, на увольнение по основанию, предусмотренному п.п.5 п.10 гл.3 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа Красноуфимск", утвержденному решением Думы городского округа Красноуфимск от 01.12.2011 N53/3 (сокращение должности муниципальной службы), правового значения не имеют, поскольку возможность включения спорных периодов работы истца с 22.01.1979 по 30.03.1990 в финансовом отделе исполнительного комитета Красноуфимского городского Совета народных депутатов, 30.03.1990 по 31.12.2014 в государственной налоговой инспекции, неразрывно связана с наличием у неё права на назначении пенсии по выслуге лет, на момент оценки таких прав, осуществляемой в соответствии с действующим в органе местного самоуправлении Положении, чего установлено не было.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Шевелиной Н.О. к администрации городского округа Красноуфимск подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцу в их удовлетворении.
Судебное постановление в части отказа в удовлетворении исковых требований Шевелиной Н.О., предъявляемых к финансовому управлению администрации городского округа Красноуфимск, никем из сторон не обжалуется, доводов о несогласии с решением в данной части апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая отсутствие оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия полагает, что решение в указанной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является (ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 09.06.2017 в части удовлетворения исковых требований Шевелиной Наталии Олеговны к администрации городского округа Красноуфимск отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шевелиной Наталии Олеговны к администрации городского округа Красноуфимск:
о признании перевода с должности начальника отдела государственных доходов финансового отдела Исполкома Красноуфимского городского Совета народных депутатов соответствующим основанию увольнения, предусмотренному п.п.5 п.10 гл.3 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа Красноуфимск", утвержденному решением Думы городского округа Красноуфимск от 01.12.2011 N53/3 (в редакции решения Думы от 24.04.2014 N24/6);
о включении в стаж муниципальной службы периодов работы с 22.01.1979 по 30.03.1990 в финансовом отделе исполнительного комитета Красноуфимского городского Совета народных депутатов, 30.03.1990 по 31.12.2014 в государственной налоговой инспекции по г.Красноуфимску, инспекции Министерства по налогам и сборам России по г.Красноуфимску, инспекции Министерства по налогам и сборам России N2 по Свердловской области, межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N2 по Свердловской области, межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N2 по Свердловской области;
о признании с 03.11.2016 права на назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, отказать.
В остальной части решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 09.06.2017 оставить без изменения.
Председательствующий: Т.С. Иванова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: К.А. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.