Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Кокшарова Е.В.,
Федина К.А.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Копотилова Андрея Сергеевича к администрации городского округа Первоуральск о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,
по апелляционной жалобе истца Копотилова А.С. на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 15.06.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца Копотилова А.С., судебная коллегия
установила:
Копотилов А.С. обратился в суд с иском к администрации городского округа Первоуральск (далее - орган местного самоуправления) о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
В обоснование иска указал, что во время прохождения военной службы в периоды с 08.06.2000 по 30.07.2000, 27.11.2000 по 21.12.2000 принимал участие в боевых действиях на территории Северного Кавказа, в связи с чем, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной п.п.3 п.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. При обращении истца в орган местного самоуправления, последний без достаточных на то оснований отказал Копотилову А.С. в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. Неправомерный отказ лишает истца возможности получения мер социальной поддержки.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что истцом не представлено доказательств фактического признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в том числе и по состоянию как до, так и после 01.01.2005.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 15.06.2017 иск Копотилова А.С. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Копотилова А.С. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В суд апелляционной инстанции явился истец, настаивавший на доводах апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
В материалах дела имеются сведения об его извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебного извещения (N33-16004/2017 от 23.08.2017). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Копотилов А.С. во время прохождения военной службы в периоды с 08.06.2000 по 30.07.2000, 27.11.2000 по 21.12.2000 принимал участие в боевых действиях на территории Северного Кавказа.
07.11.2016 Копотилову А.С. выдано удостоверение ветерана боевых действий, которое подтверждает его права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах".
Полагая, что имеет право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной п.п.3 п.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем Копотилов А.С. обратился в орган местного самоуправления по месту своего жительства с просьбой предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма, однако получил отказ, в силу несоблюдения истцом порядка признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Копотилова А.С., суд первой инстанции, основываясь на положениях законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение предоставленной ветеранам боевых действий социальной льготы в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, а также правомерности отказа органа местного самоуправления в предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма, в силу не соблюдения им установленного порядка признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
В соответствии с положениями п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений п. 11.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области такой порядок утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N357-ПП "О Порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Поскольку действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, жилыми помещениями по договору социального найма, то они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений на общих основаниях в порядке очередности.
Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 04.02.2014 N236-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.С. на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поскольку подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 01.01.2005 имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002, N123-О, от 04.03.2004 N80-О, от 15.07.2010 N955-О-О). Таким требованием в данном случае является совокупность следующих условий: наличие статуса ветерана боевых действий и принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Принимая во внимание, что истец не был поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении, как до, так и после 01.01.2005, право на получение социальной гарантии, предусмотренной п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", у него отсутствует. Обеспечение истца жилым помещением должно производиться в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации на общих основаниях. Возможность первоочередного предоставления жилых помещений положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрена, внеочередной порядок в связи с наличием у истца статуса ветерана боевых действий не установлен.
С заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истец в орган местного самоуправления не обращался, доказательств обратного, в нарушение требований ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Вместе с тем, несоблюдение истцом установленного порядка признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, в последующем не исключает возможность реализации им права на жилище, предусмотренное ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Каких-либо доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 15.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Копотилова А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.С. Иванова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: К.А. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.