Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Шумкова Е.С.,
судей
Колпаковой А.В.,
Шабалдиной Н.В.
при секретаре Петуховой О.И., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Администрации городского округа Красноуральск к Красноуральскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, судебному приставу-исполнителю Мазурину Олегу Александровичу об обжаловании постановления о взыскании исполнительского сбора
по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Красноуральского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Мазурина Олега Александровича
на решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 28 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В., пояснения представителя административного истца Крыловой О.И., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
17.02.2017 в отношении должника Администрации городского округа Красноуральск было возбуждено исполнительное производство N 2496/17/66035-ИП, предметом исполнения по которому являлось предоставление жилого помещения взыскателю Шакирову Р.М., являющемуся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют жилых помещений по договорам социального найма.
29.05.2017 судебным приставом-исполнителем Красноуральского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Мазуриным О.А. (далее-судебный пристав) по данному исполнительному производству было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей в отношении Администрации городского округа Красноуральск в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок для добровольного исполнения (до 13.04.2017).
Считая взыскание исполнительского сбора незаконным, Администрация городского округа Красноуральск обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивировав требование тем, что судебным приставом не установлена уважительность причин неисполнения решения в установленные сроки, так как жилье приобреталось по результатам конкурса, для проведения которого необходимо значительное время и бюджетное финансирование. Фактически решение суда исполнялось административным истцом самостоятельно, без каких-либо принудительных мер.
Решением Красноуральского городского суда Свердловской области от 28 июня 2017 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель Красноуральского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Мазурин О.В. просит решение суда отменить, полагая его незаконным. В обоснование указывает, что административным истцом не было представлено достаточных доказательств для освобождения его от исполнительского сбора.
Заинтересованное лицо Шакиров Р.М., административные ответчики Красноуральский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, судебный пристав-исполнитель Мазурин О.В. в настоящее судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке были извещены электронной связью и почтовым отправлением 11.09.2017. Кроме того, информация о рассмотрении дела была размещена на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет" в соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку в данном случае требования части 2 статьи 306 названного Кодекса о надлежащем извещении административного ответчика о месте и времени рассмотрения дела были выполнены, а его неявка в силу части 6 статьи 226 этого же Кодекса не препятствует рассмотрению дела по существу, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
По смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу части 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
По смыслу вышеприведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора может быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что при вынесении постановления судебным приставом не учтено, что специфика исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения Шакирову Р.М. была связана с поступлением бюджетных средств и обуславливалась необходимостью приобретения жилья по договору социального найма в границах городского округа Красноуральск, в доме капитального типа, отвечающего установленным санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 59,3 кв.м.
Предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 159-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Указанным Постановлением определены функции каждого из государственных органов в вопросе обеспечения жильем такой категории лиц.
При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом не учтено, что процедура приобретения жилых помещений муниципальным органом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации требует специального финансового обеспечения, а так же регламентируется особенностями приобретения имущества в собственность муниципального образования.
Как следует из материалов дела, в связи с тем, что в муниципальном жилищном фонде не имелось квартиры, которая бы по своим параметрам соответствовала требованиям решения суда, Администрацией городского округа Красноуральск было принято решение о приобретении на рынке недвижимости квартиры для Шакирова Р.М. При этом административным истцом в период срока исполнения решения суда предпринимались меры по предоставлению взыскателю жилого помещения из имевшегося жилого фонда. Так, Шакирову Р.М. предлагалось получить в социальный найм квартиру по адресу: ... , которая была меньшей площади чем указано в решении суда (52,6 кв.м., а не 59,3 кв.м.). От указанной квартиры Шакиров Р.М. отказался.
Как следует из представленных плана-графика закупок на 2017 год, портала закупок, извещения о проведении электронного аукциона с 16.02.2017 Администрацией городского округа Красноуральск осуществлялись действия по приобретению жилого помещения для Шакирова Р.М.
При этом Администрация городского округа Красноуральск была обязана, прежде чем заключить договор социального найма с Шакировым Р.М., приобрести жилье по аукциону и установить право муниципальной собственности на вновь приобретаемое жилое помещение, так как в силу закона органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом не учтены сроки государственной регистрации недвижимого имущества.
Таким образом, контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования и особенности приобретения недвижимого имущества в муниципальную собственность предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
С учетом изложенного, имелись основания для освобождения Администрации городского округа Красноуральск от взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы судебного пристава о том, что административным истцом не было представлено доказательств наличия непреодолимой силы, препятствовавшей исполнению решения суда, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как в данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению судебного акта, являются особенности и процедура приобретения жилых помещений на конкурсной основе, требующей не зависящих от административного истца временных затрат.
В силу изложенного нельзя признать правильным доводы судебного пристава об отсутствии объективных причин и наличии виновного противоправного бездействия должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 28 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика судебного пристава-исполнителя Красноуральского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Мазурина Олега Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий Шумков Е.С.
судьи Колпакова А.В.
Шабалдина Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.