Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2017 года жалобу защитника администрации Полевского городского округа Яковлевой С.Г. на постановление судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 20 июня 2017 года, которым администрации Полевского городского округа по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей,
установил:
согласно постановлению судьи администрация Полевского городского округа нарушила санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные пп. 3-5 ст. 18, ст. 19 Федерального Закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п.п. 1.4, 1.5, 1.7, 1.10 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", а именно: не организовала надлежащим образом водоснабжение для хозяйственно-бытовых нужд (горячего водоснабжения) южной части г. Полевского.
В жалобе защитник юридического лица Яковлева С.Г. ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, в обоснование доводов указывает, что администрация Полевского городского округа не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не является организацией производящей, поставляющей тепловую энергию и теплоноситель в виде пара и воды, используемую для хозяйственно-бытовых нужд жителей южной части г. Полевского, а также не является организацией коммунальной сферы, ее предоставляющей. Также ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения защитника администрации Полевского городского округа Дрягина С.А., поддержавшего доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим изменению.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Исходя из положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пунктом 1.11 СанПиНа 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.
В силу п. 1.13 СанПиНа 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения административного расследования специалистами Роспотребнадзора выявлено, что Администрацией Полевского городского округа ненадлежащим образом организована система водоснабжения для хозяйственно-бытовых нужд (горячего водоснабжения) южной части города Полевской, а именно: при использовании поверхностного источника (Верхний пруд на р. Полевая (Полевской пруд) не определены зоны санитарной охраны и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение, жителям предоставляется горячая вода ненадлежащего качества.
По факту нарушения составлен протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям ст. 28.2 КоАП РФ (том 1, л.д.5-10).
Указанные обстоятельства подтверждены обращениями жильцов южной части города Полевской о предоставлении некачественной горячей воды (том 1 л.д. 135-16), послужившие поводом для проведения административного расследования.
Вопреки доводам жалобы, Администрация Полевского городского округа, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Водного Кодекса Российской Федерации, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений тепло и водоснабжения населения.
Исходя из указанных норм, обязанность по организации зоны санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения, проекта зон санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения и согласования указанного проекта с органами Роспотребнадзора, лежит на органе местного самоуправления.
Как видно из материалов дела, 14 ноября 2014 года постановлением Главы администрации Полевского городского округа Ковалева А.В. утверждена схема теплоснабжения Полевского городского округа на период до 2030 года (том 1, л. д. 91, л.д. 110-134), а постановлением N830 от 13 мая 2014 года создано МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Полевское", за которым закреплены коммунальные сети южной части города Полевской, в частности тепловые.
По договору о теплоснабжении ООО "Новая Энергетика" является генерирующей организацией, поставляющая теплоноситель.
Из обращений граждан, проживающих в южной части города Полевской (том 1 л.д.135-165) видно, что им предоставляется вода несоответствующего качества.
Вместе с тем, доказательства установления санитарных зон охраны и наличия санитарно-эпидемиологического заключения на использование Полевского пруда в материалы дела не представлены.
При этом, закрепление имущества в хозяйственное ведение Предприятия, предоставляющего коммунальные услуги, на не освобождает Администрацию от обязанности обеспечить соответствие установленным требованиям качества питьевой воды в централизованных источниках.
Таким образом, у Администрации имелась возможность для соблюдения требований санитарного законодательства, но ею не были приняты необходимые и достаточные меры по их соблюдению, что в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о ее вине.
Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья обоснованно пришли к выводу о ненадлежащей организации системы водоснабжения (для хозяйственно-бытовых нужд (горячего водоснабжения) установленным требованиям состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Наказание назначено в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи, отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу допущено не было.
Вместе с тем, постановление судьи подлежит изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что отбор проб воды в нарушение требований ст. 26.5 КоАП РФ проведен неполномочным должностным лицом - врачом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" Х.К.А.., а не специалистом Роспотребнадзора, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, Л.Е.Ю.., в связи с чем указанный протокол не может быть признан допустимым доказательством по делу, и не может подтвердить предоставление некачественной воды жителям южной части города Полевской, в связи с чем из числа вмененных нарушений подлежит исключению пункт нарушения, выразившийся предоставлении некачественной воды жителям южной части города Полевской.
При таких обстоятельствах, постановление судьи подлежит изменению в этой части.
Руководствуясь ст. 30.6, п. п.1, 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 20 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации Полевского городского округа, изменить, исключить из него указание о предоставлении некачественной горячей воды жителям южной части города Полевской.
В остальной части это постановление оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья: Н.В. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.