Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу защитника Михайловой И.А. на вступившее в законную силу решение судьи Оренбургского областного суда от 06 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЗЕТ",
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 13 февраля 2017 года N *** общество с ограниченной ответственностью "ЗЕТ" (далее - ООО "ЗЕТ", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 23 марта 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица от 13 февраля 2017 года изменено в части вида назначенного ООО "ЗЕТ" наказания со штрафа на предупреждение. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 06 июня 2017 года решение судьи районного суда от 23 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЗЕТ" отменено, дело направлено в Дзержинский районный суд г. Оренбурга на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник Михайлова И.А. просит об отмене решения судьи областного суда.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
Согласно ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абз. 7 ч. 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Из состоявшихся по делу судебных актов усматривается, что обстоятельством привлечения ООО "ЗЕТ" к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ послужили нарушения законодательства об охране труда, выявленные прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга в период с 17 августа по 07 сентября 2016 года в ходе проверки деятельности ООО "ЗЕТ", расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Автоматики, д. ***, а именно: ст. 212 ТК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", выразившиеся в непроведении специальной оценки условий труда, непроведении аттестации рабочих мест. Аттестация рабочих мест не проводилась за последние 5 лет.
В ходе проведенной специальной оценки условий труда, законченной 22 сентября 2016 года, установлено, что электросварщику ручной сварки и каменщикам не выплачивались надбавки за работу на вредных и тяжелых условиях труда, кроме того средства индивидуальной защиты органов дыхания не выдавались электросварщику.
Привлекая ООО "ЗЕТ" к административной ответственности должностное лицо исходило из доказанности факта нарушения обществом законодательства об охране труда, а именно ст. 212 ТК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Рассматривая жалобу представителя ООО "ЗЕТ" на постановление должностного лица, судья районного суда согласился с квалификацией действий ООО "ЗЕТ", однако пришел к выводу о снижении назначенного наказания и назначении ООО "ЗЕТ" наказания в виде предупреждения.
Проверяя законность и обоснованность решения судьи районного суда от 23 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья областного суда, установив допущенное районным судьей нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, вынес решение об отмене решения судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение.
Оснований не согласиться с выводами судьи областного суда не усматривается.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" на работодателя возложена обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Статьей 222 ТК РФ установлено, что, на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленнымнормаммолоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Как следует из материалов дела на момент проведения заместителем прокурора Дзержинского района г. Оренбурга проверки в нарушение указанных норм специальная оценка условий труда ООО "ЗЕТ" не проведена, аттестация рабочих мест по условиям труда, которая должна была проводиться не реже 1 раза в 5 лет также не проводилась. В период осуществления проверки в ООО "ЗЕТ" проведена специальная оценка условий труда. Согласно заключению по результатам специальной оценки условий труда от 21 сентября 2016 года N *** было установлено 2 рабочих места с вредными и опасными условиями труда (каменщик и электросварщик ручной сварки).
За период с 01 октября 2010 года по 30 сентября 2016 года, то есть период, предшествующий специальной оценки условий труда расчет и выплата указанным работникам надбавок не произведен по причине того, что обстоятельства выполнения ими работы во вредных условиях труда ранее проведенной оценки рабочих мест не установлены. Только 01 октября 2016 года приказом *** ООО "ЗЕТ" З.С.В ... N *** было утверждено решение о назначении компенсации работникам за работу во вредных условиях труда лишь с 01 октября 2016 года, в связи с этим дополнительными соглашениями к трудовым договорам, заключенным между ООО "ЗЕТ" и электросварщиком ручной сварки М.С.В,., каменщиками Ш.А.А,., К.А.Т. от этой же даты установлены доплаты к заработной плате за работу во вредных условиях труда в размере 4%.
Однако, соответствующие гарантии и компенсации каменщикам и электросварщику ООО "ЗЕТ" не были введены из-за не проведения специальной оценки условий труда, таким образом они не получали полагающиеся им льготы и компенсации, связанные с условиями труда. Так же, в результате не проведения своевременно аттестации рабочих мест, специальной оценки условий труда, как следует из постановления, работникам не выдавались и средства индивидуальной защиты.
Невыдача молока или других равноценных пищевых продуктов, а равно непредставление эквивалентной компенсационной выплаты, направленной на минимизирование вредных последствий производственных факторов: химического воздействия, тяжести трудового процесса, которые повлекли за собой возникновение угрозы здоровью работника.
Данные обстоятельства указывают на то, что допущенное ООО "ЗЕТ" нарушение трудового законодательства, государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, создавали непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а также нанесло имущественный ущерб физическим лицам.
Угроза причинения вреда жизни и здоровью работника наличие имущественного ущерба физическим лицам отнесена ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим возможность назначения административного наказания в виде предупреждения.
В связи с этим выводы судьи областного суда о невозможности применения к ООО "ЗЕТ" положений ст. 3.4 КоАП РФ являются правильными.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы судьей областного суда срок привлечения ООО "ЗЕТ" к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, данное дело было направлено на новое рассмотрение в районный суд.
Довод жалобы о том, что возникновение угрозы жизни и здоровью людей в связи с невыдачей ООО "ЗЕТ" молока не может быть учтено в данном деле, поскольку в решении судьи районного суда от 19 декабря 2016 года по делу N *** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении *** ООО "ЗЕТ" З.С.В.., ему была дана оценка как не создающему угрозу, подлежит отклонению как не нашедший своего подтверждения.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное решение сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального законов, влекущих отмену решения судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Оренбургского областного суда от 06 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ЗЕТ" оставить без изменения, а жалобу защитника Михайловой И.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.