судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Торговченковой О.В., Демидкиной Е.А.,
при секретаре Кожевникове С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика УМВД России по Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 27 июля 2017 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ УМВД России по Липецкой области в назначении Вишнякову Сергею Викторовичу пенсии за выслугу лет.
Обязать УМВД России по Липецкой области назначить Вишнякову Сергею Викторовичу с 02.06.2017 г. пенсию, включив в выслугу лет в календарном исчислении период службы с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности "данные изъяты"".".
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вишняков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Липецкой области (далее - УМВД России по Липецкой области) о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет и возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет с даты обращения за ее назначением - с 01 июня 2017 года. Свои требования истец обосновывал тем, что ДД.ММ.ГГГГ года был уволен из отдела вневедомственной охраны по г. Липецку - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Липецкой области" в связи с достижением выслуги лет, дающей право на получение пенсии. 09 июня 2017 года УМВД России по Липецкой области отказало ему в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием правовых оснований для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Ответчиком не был засчитан в стаж службы, дающей право на пенсию за выслугу лет, период службы в Управлении вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Липецкой области с ДД.ММ.ГГГГ года. Истец считает отказ незаконным и, с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным отказ в назначении пенсии за выслугу лет и обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет со 02 июня 2017 года.
Представители ответчика УМВД России по Липецкой области - Ворфоломеев И.И. и Володина Е.В. в судебном заседании иск не признали, ссылаясь на то, что порядок включения периодов службы в выслугу лет для назначения пенсии регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, в котором отсутствует указание на возможность включения в выслугу лет периодов службы в органах Федеральной службы войск национальной гвардии. При таких обстоятельствах у истца, за исключением периода службы в Управлении вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Липецкой области с ДД.ММ.ГГГГ года, отсутствует необходимый стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области" (далее - ФГКУ "УВО ВНГ РФ по Липецкой области") - Захарова И.В. в судебном заседании исковые требования признала, указав, что включение периода службы в органах Федеральной службы войск национальной гвардии в стаж службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, регламентировано Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". С учетом периода службы истца в Управлении вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Липецкой области с ДД.ММ.ГГГГ года его выслуга лет составляет в календарном исчислении ДД.ММ.ГГГГ дней, что дает право на пенсию за выслугу лет.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик УМВД России по Липецкой области просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав представителя ответчика УМВД России по Липецкой области - Володину Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Вишнякова С.В. и представителя ответчика ФГКУ "УВО ВНГ РФ по Липецкой области" - Захарову И.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены ли изменения решения суда.
Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" была образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. В структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включена вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 9 того же Указа Президента установлено, что до вступления в силу соответствующего федерального закона на лиц, имеющих специальные звания, переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, распространяются положения федеральных законов от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, был определен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Федеральный закон от 03 июля 2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" вступил в силу с 03 июля 2016 года, за исключением пунктов 12, 17 и 19 части 1 статьи 9.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (в редакции, действовавшей до 30 июня 2017 года включительно) (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1) регламентированы категории лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона. В их числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
С 01 июля 2017 года Федеральным законом от 01 июля 2017 года N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми в наименовании Закона слова "Федеральной службе войск" заменены словом "войсках", а в статье 1 в приведенном абзаце четвертом пункта "а" слова "Федеральной службе войск" заменены словом "войсках".
Статья 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, регламентирующая условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, в пункте "а" предусматривает право на пенсию за выслугу лет лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет (до 01 июля 2017 года - Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации) и более.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; в войсках национальной гвардии Российской Федерации (до 01 июля 2017 года - Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации).
Абзацем 3 той же статьи предусмотрено, что Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из анализа приведенных правовых норм, следует, что действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством, равно как и действующим в настоящее время, предусматривалось и предусматривается право лиц, проходивших службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, на пенсию за выслугу лет, причем в выслугу лет для назначения пенсии указанная служба подлежит зачету.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом ФГКУ "УВО ВНГ России по Липецкой области" от ДД.ММ.ГГГГ года N N"данные изъяты" Вишняков С.В. уволен с должности "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Согласно тому же приказу выслуга лет истца составляет: в календарном исчислении - ДД.ММ.ГГГГ дней, в льготном исчислении нет.
Как следует из расчета выслуги лет для назначения пенсии, представленного ГМПО ОК ОВО по г. Липецку - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Липецкой области", выслуга лет Вишнякова С.В. рассчитана с учетом периода службы в должности "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ года.
30 мая 2017 года истец обратился на имя начальника ОПО ЦФО УМВД России по Липецкой области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с увольнением со службы.
Письмом от 02 июня 2017 года N 67/259 УМВД России по Липецкой области возвратило в адрес ОВО по г. Липецку - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Липецкой области" материалы для назначения пенсии в отношении Вишнякова С.В. без исполнения, ссылаясь на то, что поскольку принятым во исполнение абзаца 3 статьи 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной пожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" порядок включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации не регламентирован, то в настоящее время данные периоды службы в выслугу лет указанным лицам не засчитываются.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав нормы материального права, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу об ошибочном толковании ответчиком норм материального права.
Как правильно указал суд первой инстанции, право истца на включение в выслугу лет, дающую право на пенсионное обеспечение, периодов службы в Федеральной службе войск национальной гвардии было предусмотрено действовавшим на тот момент законодательством, а именно - Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, и у ответчика отсутствовали правовые основания для исключения периода службы истца в отделе вневедомственной охраны по г. Липецку - филиале ФГКУ "УВО ВНГ России по Липецкой области" с ДД.ММ.ГГГГ года из выслуги лет и отказа в назначении пенсии за выслугу лет. Закрепляя право лиц, проходивших службу в Федеральной службе войск национальной гвардии, на получение пенсии за выслугу лет при увольнении со службы и определяя, какие виды службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет, названный Закон в абзаце 3 статьи 18 к полномочиям Правительства Российской Федерации отнес лишь определение порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам, в частности - льготный или календарный порядок исчисления, что не исключает самого права на включение указанного периода службы в выслугу лет для назначения пенсии.
Довод апелляционной жалобы сводится к изложению правовой позиции ответчика в суде первой инстанции и каких-либо дополнительных обстоятельств не содержит.
Внесение соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 только 16 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации N 972 на выводы суда первой инстанции не влияет, а, напротив, подтверждает вывод суда о праве истца на пенсию за выслугу лет, исчисленную с учетом спорного периода службы.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 27 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика УМВД России по Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.