судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Лепехиной Н.В.
судей
Михалевой О.В., Игнатенковой Т.А.
при секретаре
Сырых К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца Шеретова Александра Дмитриевича на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 01 августа 2017 года, которым постановлено:
" В удовлетворении исковых требований Шеретова Александра Дмитриевича к ОМВД России по Липецкому району о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания отказать ".
Заслушав доклад судьи Михалевой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шеретов А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по Липецкому району о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания. В обоснование заявленных требований указал, что решением ОМВД России по Липецкому району от 18.03.2017г. ему было отказано в регистрации по месту пребывания. Административный истец полагает, что поданное им заявление о регистрации по месту пребывания на основании договора найма жилого помещения от 01.07.2016г. соответствует действующему законодательству, обоснованно правоустанавливающим на жилье документом, просит суд просит признать незаконным отказ ОМВД России по Липецкому району в регистрации его места проживания (места пребывания).
Административный истец Шеретов А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, дополнительно объяснив, что регистрация по месту пребывания носит уведомительный характер, т.к. гражданин Российской Федерации сам определяет место своего жительства, полагал, что собственник жилого помещения, с которым он заключил договор найма, не обязан обращаться с заявлением о регистрации по месту пребывания. При обращении в ОБУ "УМФЦ Липецкой области" с заявлением о регистрации собственник жилого помещения отсутствовал.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Липецкому району в судебное заседание не явился, в письменном заявлении возражал против удовлетворения требований Шеретова А.Д., т.к. 15.03.2017г. Шеретов А.Д. обратился с заявлением о регистрации по месту пребывания без согласия на то собственника жилого помещения и отсутствия документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством основанием для регистрации. Решение о регистрации по месту пребывания граждан принимается органом регистрационного учета при наличии: заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1, подписанного гражданином и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении, подписи заявителя и собственника (нанимателя) жилого помещения заверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов; документа, удостоверяющего личность (предъявляется заявителем в целях идентификации получателя государственной услуги); документа, являющегося основанием для временного проживания в жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение для временного проживания). При предъявлении договора, заверенного нотариально, данный документ лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не заверяется, а подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя заверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. Регистрация по месту пребывания в жилых помещениях, осуществляется на срок определенный по взаимному соглашению с собственником жилого помещения, однако, заявителем и собственником такое соглашение достигнуто не было, подпись лица, предоставившего жилое помещение, в заявлении о регистрации по месту пребывания отсутствует. Шеретову А.Д. 18.03.2017г. по почте был направлен ответ об отказе в регистрации по месту пребывания. Кроме того, в заявлении о регистрации по месту пребывания в пункте "основание" Шеретов А.Д. указывает договор от 01.07.2016 года, в котором нет указания на регистрацию нанимателя по месту пребывания в данном жилом помещении, и соответственно согласия наймодателя о регистрации в нем.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный истец Шеретов А.Д. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что на основании договора найма жилого помещения ему принадлежат права собственника на владение и пользование имуществом, полагает, что поданное им заявление о регистрации по месту пребывания полностью соответствует действующему законодательству.
Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218 , ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.
Пунктом 4 того же Закона предусмотрено, что органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
В Липецком районе Липецкой области, где расположено "адрес", органом регистрационного учета является ОМВД РФ по Липецкому району.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.07.2016г. между Юшиным В.Б. и Шеретовым А.Д. заключен договор краткосрочного найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". В п.1.2 указано, что вместе с нанимателем в жилом помещении будут проживать Никуличева О.Н. и Шеретова М.А.
15.03.2017г. Шеретов А.Д. обратился в Липецкий отдел ОБУ "УМФЦ Липецкой области" с заявлением о регистрации его по месту пребывания по указанному выше адресу, которое ему предоставлено Юшиным В.Б. по договору найма от 01.07.2016г. к заявлению Шеретов А.Д. приложил копию своего паспорта, адресный листок убытия, копия договора краткосрочного найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в материалах дела имеется заявление Шеретова А.Д., к тором он настаивает на приеме заявления без собственника жилого помещения.
18.03.2017г. ОМВД России по Липецкому району в письменном уведомлении сообщило Шеретову А.Д. о невозможности регистрации его по указанному месту пребывания в связи с тем, что им не было получено разрешение собственника жилого помещения на регистрацию, подпись лица, предоставившего жилое помещение в заявлении отсутствовала.
Установив указанные обстоятельства, вынося решение об отказе в удовлетворении требования о признании незаконности отказа в регистрации административного истца по месту пребывания, суд первой инстанции справедливо указал на отсутствие соблюдения административным истцом всех необходимых условий для регистрации его по месту пребывания.
Законом РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определен конкретный перечень документов, представляемых гражданином при регистрации по месту жительства, в состав которого входит заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение.
Поскольку заявителем не были соблюдены требования закона о предоставлении всех необходимых для регистрации гражданина по месту пребывания документов, орган регистрационного учета правомерно отказал Шеретову А.Д. в регистрации по месту пребывания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что регистрация является лишь способом учета граждан, носящим уведомительный характер, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не освобождает гражданина от обязанности представить для регистрации предусмотренные действующим законодательством документы.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат представленным доказательствам, значимые по делу обстоятельства установлены правильно.
При проверке законности и обоснованности постановленного по делу решения судебная коллегия не установиланарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 , 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Липецкого районного суда Липецкой области от 01 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Шеретова Александра Дмитриевича - без удовлетворения.
Председательствующий .
Судьи .
.
.
.
3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.