Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Комиссаровой Л. К.,
судей Нестеровой Л. В., Димитриевой Л. В.,
при секретаре Гагариной Н. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корчагиной Л. В. к администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики и др. о возложении обязанности выдать выписку из похозяйственной книги, поступившее по апелляционной жалобе Корчагиной Л. В. и ее представителя- Николаева А. М. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., выслушав Корчагину Л. В. и ее представителя- Николаева А. М., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Корчагина Л. В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики ( далее также- Администрация района), администрации города Чебоксары Чувашской Республики ( далее также- Администрация города), в котором просила признать незаконным отказ Администрации района в выдаче выписки из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок;
возложить на Администрацию района обязанность выдать на ее ( административного истца) имя выписку из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок, находящийся по адресу: ... , по форме, установленной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 марта 2012 года N П/ 103, в двух подлинных экземплярах.
Требование мотивировала тем, что в 1987 году лесхоз выделил ей ( административному истцу) земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, на котором находится жилой дом, и данный земельный участок с указанного времени находится в ее ( Корчагиной Л. В.) и ее семьи пользовании.
В настоящее время она хочет оформить на земельный участок право собственности, а для этого требуется выписка из похозяйственной книги, в связи с чем 28 марта 2017 года она обратилась в Администрацию района с соответствующей просьбой, но получила отказ со ссылкой на то, что документы, свидетельствующие о предоставлении ей ( административному истцу) земельного участка, отсутствуют.
Такой отказ является незаконным, поскольку она использует спорный участок по назначению, а также на нем находится жилой дом, принадлежащий ей ( административному истцу) на праве собственности. При этом выдача выписок из похозяйственной книги относится к компетенции органов местного самоуправления, а принадлежность участка к землям лесного фонда или землям поселений при том, что соответствующая запись в похозяйственной книге имеется, не может служить основанием к отказу в выдаче указанных выписок. Кроме того, отказ в выдаче выписки означает, что граждане, проживающие в лесных поселках, отграничиваются от остальных граждан, проживающих на территории, относящейся к другой категории земель.
Ошибочным является позиция ответчиков и о том, что земельный участок принадлежит к территории лесного фонда, т. к. он с давних пор находится в черте города, соответственно, подлежал переводу в категорию земель населенных пунктов.
Кроме того, похозяйственная книга ведется органами местного самоуправления поселений, на территории которых имеются личные подсобные хозяйства, в целях учета этих хозяйств. При этом любой член хозяйства вправе получить выписку из книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей. Выписка из книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.
Стороны в судебное заседание не явились.
Судом вынесено указанное решение, которым в удовлетворении административного иска к Администрации района, Администрации города о признании незаконным отказа Администрации района в выдаче выписки из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок;
возложении на Администрацию района обязанности выдать выписку из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок, находящийся по адресу: ... , по форме, установленной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 марта 2012 года N П/ 103, в двух экземплярах Корчагиной Л. В. отказано.
На это решение Корчагина Л. В. и ее представитель подали апелляционную жалобу на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. При этом в апелляционной жалобе они ссылаются на то, что районный суд располагал выписками из похозяйственной книги за 1997- 2006 годы, в которых содержатся сведения о хозяйстве Корчагиной Л. В., в том числе о земельном участке. Сельский совет ранее проводил инвентаризации, поэтому у органа местного самоуправления находятся или находились сведения о выделении земельного участка и об основаниях его выделения.
Кроме того, целью ведения похозяйственных книг является учет личных подсобных хозяйств, соответственно, наличие в такой книге данных о хозяйстве административного истца означает, что земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии у органа местного самоуправления сведений об этом является несостоятельным. Поскольку каждый член хозяйства вправе получить выписку из похозяйственной книги, то отказ в ее выдаче является незаконным.
Более того, районный суд рассмотрел и разрешилнастоящее дело в первом же судебном заседании в отсутствие представителя административного истца, тогда как при неявке представителя разбирательство дела откладывается.
Рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей административных ответчиков, судебная коллегия оснований для отмены обжалованного решения не находит.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее- КАС РФ), если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения;
б) порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие документов, подтверждающих предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления не вправе выдать Корчагиной Л. В. выписку из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок по форме, утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 марта 2012 года N П/ 103.
А длительное проживание административного истца в жилом доме, расположенном на этом земельном участке, использование земельного участка сами по себе предоставление ей такой выписки не влекут.
Эти выводы подтверждаются материалами дела, основаны на верном толковании норм права и являются правильными.
Как видно из настоящего дела, 28 марта 2017 года Корчагина Л. В. обратилась в Администрацию района с заявлением о выдаче выписки их похозяйственной книги о наличии у нее права на земельный участок по установленной форме. Этот административный ответчик в удовлетворении заявления отказал, ссылаясь на то, что документами о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не располагает, а неполное предоставление сведений, изложенных в п. 2. 6 Административного регламента администрации города Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги " Выдача выписок из похозяйственных книг", утв. постановлением администрации города Чебоксары от 7 июня 2016 года N 1484, является основанием для отказа в оказании такой муниципальной услуги.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218- ФЗ " О государственной регистрации недвижимости" ( далее- Федеральный закон N 218- ФЗ), действующей с 1 января 2017 года, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного ( бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется, в том числе на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок ( в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), выдаваемой органом местного самоуправления ( п. 3 ч. 1 Федерального закона N 218- ФЗ).
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, указанный в ч. 1 ст. 49 Федерального закона N 218- ФЗ, в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на здание ( строение) или сооружение, расположенное на этом земельном участке, осуществляется в соответствии с положениями ст. 49 Федерального закона N 218- ФЗ. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание ( строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных ч. 1 ст. 49 Федерального закона N 218- ФЗ и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина- любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок ( ч. 2 ст. 49 Федерального закона N 218- ФЗ).
Представление документов, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 49 Федерального закона N 218- ФЗ, не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание ( строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ( ч. 3 ст. 49 Федерального закона N 218- ФЗ).
При этом форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок утверждена приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 марта 2012 года N П/ 103 " Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок".
Таким образом, по смыслу данных норм выписка из похозяйственной книги, на основании которого производится государственная регистрация права собственности на земельный участок, является документом, подтверждающим предоставление земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства и до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 28 сентября 2001 года, одобренного Советом Федерации 10 октября 2001 года, подписанного Президентом Российской Федерации 25 октября 2001 года N 136- ФЗ. Соответственно, на орган местного самоуправления возлагается обязанность выдать такую выписку при условии, что он располагает необходимыми документами об этом.
Поскольку в Администрации района, куда обратился административный истец за выпиской, данных документов нет, то районный суд пришел к правильному выводу, что на нее не может быть возложена обязанность выдать такую выписку по форме, утвержденной вышеуказанным приказом. А выписки из похозяйственной книги за 1997- 2006 годы в форме копий листов похозяйственной книги Корчагиной Л. В. выданы и имеются в материалах настоящего дела.
Корчагина Л. В. и ее представитель в апелляционной жалобе указывают, что наличие в похозяйственной книге данных о хозяйстве административного истца само по себе означает, что земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. Однако такое утверждение на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, не основано.
Что касается рассмотрения дела в отсутствие представителя административного истца, то представитель Корчагиной Л. В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 150 КАС РФ суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился представитель лица, участвующего в деле, если КАС РФ предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя.
Настоящее дело рассмотрено по правилам гл. 22 КАС РФ, положения которой обязательное ведение административного дела с участием представителя не предусматривают. Напротив, по такой категории дел неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной ( ч. 6 ст. 226 КАС РФ).
Таким образом, районный суд был вправе рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Корчагиной Л. В.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Корчагиной Л. В. и ее представителя- Николаева А. М. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 мая 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.