Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей коллегии Казанцевой Т.Б. и Тубденовой Ж.В.,
при секретаре Федоровой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску ФКУ "Исправительная колония N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о признании действий /бездействия/ незаконными
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Тарнуевой В.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 мая 2017 года, которым административный иск удовлетворен, признан незаконным отказ Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от принятия выморочного имущества в виде денежных средств, на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае возложена обязанность обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство в виде денежных средств в сумме 270764,87 руб., принадлежащих осужденному Б., оставшихся после его смерти и находящихся на депозитном счете Учреждения.
Заслушав доклад судьи Тубденовой Ж.В., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав представителя административного истца Завьялову Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия просил признать незаконным отказ от принятия выморочного имущества в виде денежных средств, обязать административного ответчика обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство в виде денежных средств в сумме 270764,87 руб., находящихся на депозитном счете учреждения.
В обоснование требований указывал, что осужденный Б. отбывавший наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия /далее - Учреждение/, умер ... , остаток денежных средств на его счете составляет 270764,87 руб. Согласно ответу Нотариальной палаты Республики Бурятия сведения о наследственном деле к имуществу Б. в Единой информационной системе не зарегистрированы. До настоящего времени денежные средства хранятся на депозитном счете Учреждения. Указанное имущество является выморочным. Полномочия по принятию в установленном порядке выморочного имущества возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом /далее - Росимущество/. Административным ответчиком соответствующие полномочия в отношении денежных средств осужденного Б. не осуществлены, материал по вопросу принятия выморочного имущества перенаправлен в МРИФНС N1, из ответа которой следует, что действия по принятию выморочного имущества должно осуществлять ТУ Росимущества в Республике Бурятия.
В суде первой инстанции представитель административного истца Завьялова Е.А. административный иск поддержала, просила произвести замену ответчика на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае /далее - МТУ Росимущества/ в связи с реорганизацией, обязать МТУ Росимущества обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство в виде денежных средств в сумме 270764,87 руб., принадлежащих Бардакову С.Г., оставшихся после его смерти и находящихся на депозитном счете Учреждения.
Судом дело рассмотрено в отсутствие представителя МТУ Росимущества и постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем МТУ Росимущества Тарнуевой В.В. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. Заявитель жалобы ссылается на незаконность и необоснованность решения суда. Указывает, что в соответствии с п.3 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683, п.2 Инструкции Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 учет, принятие мер по охране и оценке имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству, в том числе, по осуществлению работ с выморочным имуществом и получению свидетельства о праве государства на наследство, возлагается на налоговые органы. Кроме того, административным истцом не доказан факт того, что денежные средства являются выморочным имуществом. Само по себе отсутствие у нотариуса открытого наследственного дела в отношении имущества умершего не свидетельствует об отсутствии наследников.
На заседании судебной коллегии представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия Завьялова Е.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Представитель МТУ Росимущества, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, ... осужденный Б., отбывавший наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия, умер.
После смерти Б. на расчетном счете Учреждения остались личные денежные средства осужденного в сумме 270 764,87 руб.
Согласно ответу Нотариальной палаты Республики Бурятия от 17.04.2017 г. в Единой информационной системе нотариата Российской Федерации сведений о наследственном деле к имуществу Б. не зарегистрировано.
В связи с отсутствием наследников материал по вопросу передачи денежных средств умершего Б. направлен Учреждением в ТУ Росимущества Республики Бурятия для принятия правового решения, оттуда материал перенаправлен в Межрайонную ФНС России N 1 по Республике Бурятия.
Удовлетворяя административный иск и возлагая на МТУ Росимущества обязанность обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что оставшееся после смерти Б. имущество в виде денежных средств является выморочным, а полномочия собственника федерального имущества, функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе, выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
Материалами дела подтверждено, что Учреждением предпринимались меры по установлению наследников Б., извещению его родственников, указанных в личном деле осужденного: супруги М., зятя С., брата А., в том числе, ... и.о.начальника ОСУ ИК-2 УФСИН России по РБ передано уведомление для М. о смерти осужденного Б. через сотрудника Северобайкальского ГОВД РБ.
Местонахождение родственников осужденного Б. Учреждению установить не удалось. По сведениям УФМС России по Республике Бурятия М., С. на регистрационном учете не значатся, А. умер ...
Согласно ответу Управления по вопросам миграции МВД России по РБ сведения о регистрации по месту жительства/пребывания М. на территории Российской Федерации отсутствуют.
Из ответа Управления ЗАГС Республики Бурятия также следует, что сведения о государственной регистрации заключения брака, рождения детей в отношении Б. в имеющейся электронной базе данных Управления ЗАГС РБ отсутствуют.
П.7 Инструкции о порядке погребения лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России, утвержденной Приказом Минюста РФ от 23.06.2005 N93, предусмотрено, что личные вещи, ценности, средства, хранящиеся на лицевом счете умершего, а также документы и ценные бумаги передаются наследникам умершего в соответствии с частью третьей пятого раздела Гражданского кодекса Российской Федерации /Наследственное право/.
Согласно п.1 ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество, за исключением жилого помещения, земельного участка, а также расположенных на нем зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации /п.2 ст.1151 ГК РФ/.
Исходя из положений п.1 ст.1162 ГК РФ выдача Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию как наследнику свидетельства о праве наследования выморочного имущества осуществляется в общем порядке, предусмотренном для выдачи свидетельства о праве на наследство любому другому наследнику, то есть по заявлению наследника.
Согласно п.71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу.
В силу п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.5.35 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
При этом, действующее в настоящее время Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506, не наделяет налоговые органы правами или обязанностями по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.
В п.п. 5, 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N9 "О судебной практике по делам о наследовании", разъяснено, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432).
Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно обязанность по обращению к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство в виде денежных средств в сумме 270764,87 руб., принадлежащих Б., оставшихся после его смерти и находящихся на депозитном счете Учреждения, возложена на МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса.
Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством именно Росимущество в лице территориальных органов принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п.3 Постановления Совмина СССР от 29.06.1984 N 683 "Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", п.2 Инструкции о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Минфином СССР 19.12.1984 N 185, полномочия по учету, принятию мер по охране и оценке имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству, возлагаются на налоговые органы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 18 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.