Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Редозубовой Т.Л., Федина К.А.
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Мхоян С.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о признании права на назначение страховой пенсии,
по апелляционной жалобе истца на решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 02.05.2017.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца и ее представителя Чуприянова В.Н. (нотариальная доверенность серии 66АА N 4174335 от 13.02.2017 сроком на один год), поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мхоян С.В. обратилась в суд с указанным иском к ГУ-УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее по тексту - Управление, ответчик), ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.
09.12.2014, по достижении возраста 55 лет, она обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно представленной ею в Управление трудовой книжке трудовой стаж составляет более 18 лет, в том числе, в Республике Армения. Своим решением N 12/41090 от 29.12.2016 ответчик, усомнившись в достоверности сведений, внесенных в трудовую книжку истца, отказал в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого страхового стажа. Отказ Управления в назначении пенсии истец полагала незаконным, настаивая на том, что нарушение работодателем правил оформления трудовой книжки не может быть поставлено в вину работнику и умалять его право на пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, Мхоян С.В. просила обязать ответчика включить в страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, периоды ее работы в Республике Армения.
Представитель ответчика Пирогова М.Н. против удовлетворения иска возражала, указала на отсутствие оснований для включения в специальный стаж Мхоян С.В. периодов работы в Республике Армения, поскольку трудовая книжка истца оформлена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162 (далее Инструкция N 162), а иных документов, подтверждающих страховой стаж, истцом представлено не было.
Решением Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 02.05.2017 иск Мхоян С.В. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит указанное решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование приводит доводы, аналогичные доводам иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (почтой, исх. N 33-16727/2017 от 01.09.2017), своего представителя не направил, о причинах неявки не уведомил, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявил.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав пояснения истца и ее представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3, ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на дату обращения истца в Управление с заявлением о назначении пенсии) право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 10 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Армения (далее Соглашение от 13.03.1992).
Согласно ст.ст. 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.
В соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из материалов дела, 09.12.2014 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в связи с достижением ею возраста 55 лет).
Решением Управления N 12/41090 от 29.12.2016 Мхоян С.В. отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия страхового стажа (т. 1 л.д. 49-51). В обоснование решения ответчик сослался на то, что представленная истцом в подтверждение страхового стажа трудовая книжка заполнена с нарушениями требований Инструкции N 162, достоверность внесенных в нее записей вызывает сомнения.
Отказывая в удовлетворении иска Мхоян С.В., суд руководствовался приведенными выше положениями законодательства, проанализировал в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и пришел к выводу о необоснованности заявленного иска, поскольку трудовая книжка истца не может быть расценена в качестве доказательства, с достоверностью и определенностью подтверждающего наличие и продолжительность трудового стажа Мхоян С.В., иных же, отвечающих требованиям относимости и допустимости, доказательств в обоснование заявленного иска истец не представила.
Судебная коллегия не находит оснований не соглашаться с таким выводом суда.
Истец настаивает на наличии у нее трудового стажа в период с 1976 по 1996 гг., в том числе, на территории Республики Армения (Армянской ССР), в подтверждение чего представила суду трудовую книжку серии N ... (л.д. 81-116).
В указанный период вопросы, связанные с ведением трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, регулировались Инструкцией N 162, утратившей силу в связи с изданием постановления Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек".
Согласно п. 2.1 Инструкции N 162 заполнение трудовых книжек и вкладышей к ним производилось на языке союзной, автономной республики, автономной области, автономного округа, на территории которых расположено данное предприятие, учреждение, организация, и на официальном языке СССР. Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу (п. 2.2).
Как установлено судом из пояснений ответчика и истцом не оспаривалось, бланки трудовых книжек и дубликатов к трудовым книжкам с серией N ... выпускались ФГУП "Гознак" в период 1976-1980 гг. для Армянской ССР. В этой связи, учитывая, что первая запись в трудовой книжке датирована 20.03.1976, а дата оформления трудовой книжки - декабрь 1980 г., суд правомерно указал, что сам бланк трудовой книжки сомнений не вызывает, хотя оформление трудовой книжки и произведено со значительным нарушением установленного п. 2.2 Инструкции N 162 срока. Между тем, состояние трудовой книжки (отсутствие нескольких страниц) и ее содержание вызывают обоснованные неустранимые сомнения в достоверности данного доказательства как документа, подтверждающего трудовой стаж истца.
Так, бланк представленной истцом трудовой книжки состоит из двух частей, аналогичных по содержанию, но выполненных на двух языках: первая часть - с 1 по 39 страницы - на русском языке, вторая часть - с 40 по 74 страницы - на армянском языке, при этом страницы с 1 по 6 отсутствуют, причина отсутствия страниц истцом никак не объясняется. На 7 странице, с которой начинается трудовая книжка, рукописным текстом внесены сведения об истце: фамилия, имя, отчество и дата рождения. Вторая часть трудовой книжки, имеющая указание на серию и номер трудовой книжки (N ... N ... ) и предназначенная в силу п. 2.1 Инструкции N 162 для заполнения на языке союзной республики (в данном случае - армянском), содержит, тем не менее, рукописные записи на русском языке, а именно: на титульном листе (страница 41) записаны фамилия, имя и отчество истца, дата ее рождения, образование, дата оформления трудовой книжки - декабрь 1980 г., имеются подпись лица, оформившего трудовую книжку, печать организации; страницы 42-43 содержат записи о работе в ПМК-6 треста "Армводстрой N 2" с 20.03.1976 по 17.12.1986 в качестве разнорабочего 3 разряда, страницы 44-45 содержат записи о работе в ПМК-6 ССО "Армводстрой" с 04.03.1987 по 15.01.1992 в качестве подсобного рабочего 3 разряда и в Веселковском кирпичном заводе с 17.02.1992 по 15.03.1996 в качестве сторожа, при этом записи о работе в тресте "Армводстрой" внесены в отношении лица мужского пола (указано "принят на работу", при этом в целом записи выполнены стилистически и грамматически правильно, окончания слов согласованы) и заверены разными печатями, хотя и относятся к одному работодателю.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что согласно архивной справке, выданной администрацией Веселковского района Ростовской области, в архивном фонде N 36 Веселковского кирпичного завода Мхоян С.В. по книгам приказов и ведомостям начисления заработной платы за 1992-1994 гг. не значится, а документы за 1995-1996 гг. в архив на хранение не сдавались, в связи с чем не представилось возможным подтвердить прием, увольнение и начисление заработной платы Мхоян С.В., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недостоверности сведений, содержащихся в представленной истцом трудовой книжке, в связи с чем, в отсутствие иных надлежащих доказательств, которые бы с бесспорностью подтверждали трудовой стаж истца, вынес законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Ссылку истца на правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в постановлении от 10.07.2007 N 9-П (предметом проверки Конституционного Суда являлись нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 10, пункт 2 статьи 13) и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 N 407, регулирующие условия приобретения застрахованными лицами, работавшими по трудовому договору, права на трудовую пенсию и размер ее страховой части), согласно которой неуплата или ненадлежащая уплата страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не может служить препятствием для реализации застрахованными лицами, работавшими по трудовому договору, права на приобретение трудовой пенсии по старости, не может повлечь отмены обжалуемого решения суда, поскольку в данном случае основанием для отказа в иске послужила не неуплата или ненадлежащая уплата работодателем страховых взносов, а недоказанность самого факта трудовой занятости истца в спорные периоды.
При этом доводы истца в заседании судебной коллегии о невозможности предоставления дополнительных доказательств в подтверждение периодов работы в Республике Армения ввиду того, что все архивные документы уничтожены в результате землетрясения, произошедшего в 1988 г., судебной коллегией отклоняются как ничем не подтвержденные.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 02.05.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Редозубова Т.Л.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.