Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.С.,
судей Редозубовой Т.Л., Кокшарова Е.В.,
при секретаре Пермяковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой Веры Павловны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району о признании незаконным отказа в компенсации расходов по изготовлению надгробного знака, о взыскании компенсации расходов по изготовлению надгробного знака
по апелляционной жалобе ответчика на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., судебная коллегия
установила:
Гончарова В.П. обратилась с указанным иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району (далее Управление, Ответчик).
В обоснование требований истец Гончарова В. П. указала, что 16 февраля 2017 года умер ее отец С.., признанный при жизни лицом, пострадавшим от политической репрессии. Истец понес расходы, связанные с погребением С. в связи с чем обратился в Управление с заявлением о возмещении понесенных им расходов, приложив к заявлению подтверждающие документы. Управлением расходы на погребение компенсированы частично, в сумме 28203 руб. 41 коп., в выплате компенсации расходов на приобретение надгробного знака в размере 51140 руб.00 коп. отказано. Отказ ответчик мотивировал тем, что оплате подлежат лишь те ритуальные услуги, которые были предоставлены непосредственно в день погребения. Стоимость надгробного знака компенсации не подлежит, так как на момент погребения он установлен не был. Отказ ответчика в выплате компенсации расходов на приобретение надгробного знака истец полагал необоснованным и противоречащим положениям действующего законодательства, согласно которым органами социальной защиты населения лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего реабилитированного лица, выплачивается компенсация в размере 100 % расходов по погребению, независимо от того, понесены такие расходы непосредственно в день погребения либо позднее.
На основании изложенного, истец просил признать незаконным отказ ответчика в компенсации расходов, понесенных на погребение реабилитированного лица в части изготовления надгробного знака, взыскать компенсацию расходов по изготовлению надгробного знака в размере 51140 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 1734 руб.
В судебное заседание истец не явился, извещен.
Представитель ответчика Харченко С.В. иск не признала, в его удовлетворении просила отказать. Ссылалась на то, что компенсации подлежат расходы, понесенные непосредственно при погребении реабилитированного лица. Специалистами управления 13 апреля 2017 года был составлен акт, в котором зафиксирован факт установки на месте захоронения С. надгробного знака - деревянного креста. В представленных истцом в Управление документах, был заявлен надгробный знак с другими техническими характеристиками, которые не соответствуют характеристикам фактически установленного. Документов на возмещение расходов на установку надгробного знака в виде деревянного креста с табличкой истец в Управление не представляла и о возмещении таких расходов не просила.
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июля 2017 года исковые требования Гончаровой В.П. удовлетворены.
Отказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району в компенсации расходов по изготовлению надгробного знака признан незаконным.
С ответчика в пользу Гончаровой В. П. взыскана компенсация по изготовлению надгробного знака в размере 51140 руб., в возмещение судебных расходов 1734 руб.
Не согласившись с решением, представитель ответчика Харченко С.В. принесла на него апелляционную жалобу, в которой просит решение Артемовского городского суда Свердловской области отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то обстоятельство, что в соответствии с нормами действующего законодательства компенсация расходов, произведенных после погребения, в том числе расходов по изготовлению и установке надгробного знака, не предусмотрена. Эскиз надгробного знака не соответствует фактически установленному надгробному знаку на месте захоронения С.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (извещение почтой от 04 сентября 2017 года N 33-16840/2017, СМС-извещение истцу от 05 сентября 2017 года).
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 февраля 2017 года умер С. 1928 года рождения (свидетельство о смерти - л.д. 3).
С. был признан лицом, пострадавшим от политической репрессии, что подтверждается справкой N 13/4965-94, выданной Прокурором Свердловской области Б.В. Кузнецовым, а также свидетельством серии В N 107919 от 12 марта 2002 года, выданным Управлением соцзащиты г. Артемовского Свердловской области (л.д. 4,5).
20 февраля 2017 года Гончарова В.П. обратилась в Управление с заявлением о компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица, представив в подтверждение понесенных расходов квитанцию ИП ... N 000105 от 17 февраля 2017 года на общую сумму 85740 руб., из которой: стоимость гроба - 16 600 руб., стоимость венка - 1 900 руб., оплата услуг по перевозке умершего на кладбище - 2 500 руб., оплата услуг погребения - 13 600 руб., надгробный знак - 51140 руб., при этом указав в заявлении, что надгробный знак на месте захоронения не установлен.
Решением ответчика от 02 марта 2017 года Гончаровой В.П. назначена компенсация расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного лица С. в размере 28203 руб. 41 коп. К оплате приняты расходы истца: стоимость гроба - 16 600 руб., стоимость венка - 1 900 руб., оплата услуг по перевозке умершего на кладбище - 2 500 руб., оплата услуг погребения - 13 600 руб., за минусом социального пособия на погребение. В компенсации стоимости надгробного знака в размере 51140 руб. ответчиком истцу отказано, поскольку на момент погребения надгробный знак, указанный в квитанции ИП ... N 000105 от 17 февраля 2017 года, не был установлен, на момент обращения истца к ответчику с заявлением о компенсации расходов на погребение на могиле С. был установлен деревянный надгробный знак в виде креста, что следует из актов УСП по Артемовскому району от 13 апреля 2017 года, от 16 июня 2017 года. Данный факт истцом не оспаривался.
Отказ Управления в возмещении спорной суммы обоснован тем, что возмещению подлежат услуги, представленные в день погребения, в то время как заявленные к возмещению расходы на оплату надгробного знака понесены уже после фактического погребения реабилитированного лица.
Удовлетворяя при изложенных обстоятельствах иск Гончаровой В.П., суд исходил из наличия у истца права на возмещение спорных расходов на приобретение надгробного знака, поскольку факт несения таких расходов истцом подтвержден надлежащими доказательствами, при этом действующее законодательство не ставит возмещение расходов на погребение лица, признанного пострадавшим от политической репрессии, в зависимость от того, когда такие расходы понесены - непосредственно в день погребения либо позднее. Надгробный знак в виде надгробного сооружения из камня (памятника) предоставлен истцу, доставлен и установлен на могиле реабилитированного лица.
Судебная коллегия вывод суда о правомерности заявленных истцом требований полагает неправильным, основанным на неверном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" в случае смерти реабилитированного лица лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.
Перечень услуг по погребению, оказание которых супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется на безвозмездной основе, установлен ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и включает в себя следующие услуги:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Во исполнение Областного закона от 25 ноября 2004 года N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП утвержден "Порядок рассмотрения заявлений о компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплаты этой компенсации" (далее по тексту Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений - дату обращения истца в Управление с соответствующим заявлением) компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, предоставляется лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего на основании заявления, подаваемого в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по последнему месту жительства реабилитированного лица.
Компенсации подлежат расходы по следующим видам ритуальных услуг:
1) оформление документов, необходимых для погребения (медицинское свидетельство о смерти, свидетельство о смерти);
2) предоставление и доставка гроба (включая расходы на его обивку) и других предметов, необходимых для погребения (урна, венок, надгробный знак);
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Компенсация расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица осуществляется с учетом выплаты социального пособия на погребение.
Таким образом, в силу приведенных положений законодательства, лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего лица, признанного пострадавшим от политической репрессии, осуществляется компенсация 100% расходов на оплату только тех услуг по погребению, которые включены в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".
Вопреки ошибочному выводу суда в решении, заявленные истцом к возмещению расходы на погребение С. в сумме 51140 руб. на основании квитанции ИП Вельмякиной И.А. N 000105 от 17 февраля 2017 года к расходам на погребение, подлежащим возмещению за счет средств бюджета в соответствии с ч. 2 ст. 2 Областного закона от 25 ноября 2004 года N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" и Порядком, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП, не относятся.
Согласно указанной квитанции, в стоимость услуг по погребению реабилитированного лица вошли: стоимость гроба - 16 600 руб., стоимость венка - 1 900 руб., оплата услуг по перевозке умершего на кладбище - 2 500 руб., оплата услуг погребения - 13 600 руб., надгробный знак - 51140 руб. Судом установлено и истцом не оспаривалось, что на момент погребения надгробный знак (памятник), указанный в квитанции ИП ... N 000105 от 17 февраля 2017 года, не был установлен, на момент обращения истца к ответчику с заявлением о компенсации расходов на погребение на могиле С. установлен деревянный надгробный знак в виде креста, что подтверждено актами УСП по Артемовскому району от 13 апреля 2017 года, от 16 июня 2017 года. Согласно Акту приема-сдачи работ, 10 июля 2017 года исполнителем ИП ... выполнены, а заказчиком Гончаровой В.П. приняты работы по установке на могиле реабилитированного лица С. надгробного памятника в соответствии с заключенным договором N 105 от 17 февраля 2017 года. Таким образом, надгробный памятник стоимостью 51140 руб. фактически был установлен на могиле реабилитированного лица не в день захоронения, а 10 июля 2017 года.
Истец Гончарова В. П. пояснила суду первой инстанции, что установка надгробного памятника в день погребения была невозможна по причине погодных условий, а также согласно негласным общепринятым правилам в день погребения умершего на место его захоронения устанавливается временный крест с табличкой. Установка креста с табличкой не оплачивалась и в расчете суммы компенсации не учтена. Надгробный памятник устанавливается после того, как земля на могиле даст усадку и будет статична (с учетом погодных условий).
Таким образом, истцом не отрицалось, что надгробный знак в виде деревянного креста с информационной табличкой, на которой указаны ФИО умершего с датами рождения и смерти, на могиле С. был установлен в день погребения, а надгробный памятник был установлен позднее.
Надгробный знак в отличие от надгробного памятника является надмогильным сооружением, одной из форм сохранения памяти об умершем, расходы по установке знака относятся к разряду необходимых в целях обеспечения достойного, в соответствии с обычаями, содержания места погребения.
С учетом изложенного, поскольку заявленные истцом к возмещению расходы в сумме 51140 руб. не связаны с приобретением надгробного знака, а понесены на изготовление и установку памятника (надмогильного сооружения), не являются необходимыми для осуществления процедуры погребения (захоронения) и не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом, оснований для вывода о наличии у истца права на возмещение указанных расходов в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" у суда первой инстанции не имелось, отказ Управления в удовлетворении заявления истца о компенсации данных расходов являлся правомерным.
В этой связи обжалуемое решение суда как постановленное с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска Гончаровой В.П. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июля 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гончаровой Веры Павловны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району о признании незаконным отказа в компенсации расходов по изготовлению надгробного знака, о взыскании компенсации расходов по изготовлению надгробного знака - отказать.
Председательствующий Иванова Т.С.
Судьи Кокшаров Е. В.
Редозубова Т. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.