Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Кучерявой К.О.,
с участием представителя административного истца Епишенковой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техно-Строй" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
в Свердловский областной суд 10 марта 2017 года поступило названное административное исковое заявление, подлежащие рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец, полагает нарушенными свои права и законные интересы; ссылается на приложенный отчёт об оценке земельных участков и утверждает, что кадастровая стоимость обозначенных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, в связи с чем, просит установить их кадастровую стоимость равной рыночной.
Административные ответчики - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, а также заинтересованные лица (на стороне административных ответчиков) - филиал ФБГУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области о возражениях против установления кадастровой стоимости равной рыночной не сообщили.
В судебное заседание административные ответчики и заинтересованные лица своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были надлежаще извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся административных ответчиков и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело с участием представителя административного истца.
Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года N 280-О-О, от 23 октября 2014 года N 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24 18 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела 30 июля 2010 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о следующих земельных участках, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации:
с кадастровым номером N, площадью 8003 м 2;
с кадастровым номером N, площадью 104857 м 2;
с кадастровым номером N площадью 5557 м 2;
с кадастровым номером N, площадью 21078 м 2;
с кадастровым номером N, площадью 37463 м 2;
с кадастровым номером N, площадью 74792 м 2;
с кадастровым номером N, площадью 10955 м 2;
с кадастровым номером N, площадью 29391 м 2;
с кадастровым номером N, площадью 5022 м 2;
с кадастровым номером N, площадью 23874 м 2;
с кадастровым номером N, площадью 10457 м 2;
с кадастровым номером N, площадью 424204 м 2.
Категория земель вышеназванных земельных участков - земли населённых пунктов; разрешённое использование: под размещение объектов общественно-деловой и административной застройки; местоположение: ... Административный истец является арендатором перечисленных земельных участков, что подтверждается нотариально заверенными копиями правоустанавливающих документов.
Кадастровые стоимости этих перечисленных земельных участков были утверждены по состоянию на 15 ноября 2012 года Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года N 32 в следующих размерах:
с кадастровым номером N - 72148245 руб. 45 коп.;
с кадастровым номером N - 862243305 руб. 28 коп.;
с кадастровым номером N - 50097188 руб. 55 коп.;
с кадастровым номером N - 181481369 руб. 22 коп.;
с кадастровым номером N - 322556055 руб. 37 коп.;
с кадастровым номером N - 615017607 руб. 68 коп.;
с кадастровым номером N - 94322440 руб. 45 коп.;
с кадастровым номером N - 253056216 руб. 09 коп.;
с кадастровым номером N - 45274083 руб. 30 коп.;
с кадастровым номером N - 205554901 руб. 26 коп.;
с кадастровым номером N - 90034665 руб. 43 коп.;
с кадастровым номером N - 3488246460 руб. 16 коп.
Утверждённые стоимости подтверждаются приложенными выписками о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1 л.д. 164-175).
Полагая, что утверждённые кадастровые стоимости не соответствуют рыночной стоимости земельных участков, ООО "Техно-Строй" ссылалось на отчёт об определении рыночной стоимости от 18 ноября 2016 года N 19/3-10/2016, подготовленный ООО "БизнесИнвест.ком".
Как видно из названного отчёта, вероятная рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 15 ноября 2012 года, составляла:
с кадастровым номером N - 972468 руб. 30 коп.;
с кадастровым номером N - 11623167 руб. 80 коп.;
с кадастровым номером N - 675247 руб. 60 коп.;
с кадастровым номером N - 2459680 руб. 80 коп.;
с кадастровым номером N - 4262203 руб. 40 коп.;
с кадастровым номером N - 8290528 руб. 70 коп.;
с кадастровым номером N - 1278385 руб. 20 коп.;
с кадастровым номером N - 3429759 руб. 80 коп.;
с кадастровым номером N - 610238 руб. 10 коп.;
с кадастровым номером N - 2785957 руб. 80 коп.;
с кадастровым номером N - 1220271 руб. 50 коп.;
с кадастровым номером N - 47022080 руб. 10 коп.
21 декабря 2016 года административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Решением от 18 января 2017 года N 91 заявление было отклонено в связи с несоответствием вышеобозначенного отчёта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки (т. 1 л.д. 303).
В судебном заседании 26 апреля 2017 года представитель административного истца заявил и поддержал ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
В данном случае, при изучении названного отчёта у суда возникли сомнения в достоверности выводов представленного отчёта. В то же время, по данному делу требовалось установление рыночной стоимости земельных участков, поэтому, учитывая ходатайство административного истца, определением от 26 апреля 2017 года по делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков.
По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы рассматриваемого дела 22 мая 2017 года представлено заключение эксперта.
Определением суда от 10 июля 2017 года назначена дополнительная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков.
По результатам дополнительной судебной экспертизы в материалы рассматриваемого дела 02 августа 2017 года представлено заключение эксперта.
В соответствии с полученным заключением эксперта рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 15 ноября 2012 года составляла:
с кадастровым номером N - 1196125 руб. 50 коп.;
с кадастровым номером N - 12101315 руб. 70 коп.;
с кадастровым номером N - 830547 руб. 20 коп.;
с кадастровым номером N - 3224109 руб. 60 коп.;
с кадастровым номером N - 5139337 руб. 10 коп.;
с кадастровым номером N - 8631580 руб. 20 коп.;
с кадастровым номером N - 1675686 руб. 50 коп.
с кадастровым номером N - 4495673 руб. 40 коп.;
с кадастровым номером N - 750586 руб. 30 коп.;
с кадастровым номером N - 3651788 руб. 20 коп.;
с кадастровым номером N - 1599512 руб.;
с кадастровым номером N - 48956450 руб. 40 коп.
У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. При этом, определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Полученное заключение достаточно мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами; не содержит очевидных противоречий; отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы эти рыночные стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено, суд соглашается с результатами, изложенными в заключении эксперта.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлена и нашла своё подтверждение рыночная стоимость земельных участков; именно в таких размерах, которые установлены проведённой экспертизой, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровые стоимости.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемых судом кадастровых стоимостей в данном случае не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Техно - Строй" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 1196125 руб. 50 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 12101315 руб. 70 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 830547 руб. 20 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 3224109 руб. 60 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 5139337 руб. 10 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 8631580 руб. 20 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 1675686 руб. 50 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 4495673 руб. 40 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 750586 руб. 30 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 3651788 руб. 20 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 1599512 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 48956450 руб. 40 коп.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 21 декабря 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 04 сентября 2017 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.