Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием представителя административного истца закрытого акционерного общества "Амос-Групп" Решетниковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Амос-Групп" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
закрытое акционерное общество "Амос-Групп" (далее - ЗАО "Амос-Групп", Общество) обратилось в Свердловский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... , с разрешенным использованием: под размещение объектов оптовой торговли и открытых рынков. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере 2336626 154 рублей 24 копеек по состоянию на 29 апреля 2015 года. Вместе с тем, согласно отчету об оценке от 23 декабря 2016 года, выполненному ООО "БизнесИнвест.ком", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость, составляет 269067000 рублей. Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области заявление Общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отклонено.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере 269067000 рублей, так как внесенная в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, нарушает права Общества как плательщика арендной платы, расчет размера которой производится исходя из кадастровой стоимости указанного объекта, утвержденной в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель административного истца ЗАО "Амос-Групп" Решетникова Т.А. требования административного искового заявления поддержала.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, заинтересованных лиц филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть административное дело в их отсутствие.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 284156 кв. м, расположенного по адресу: ... , утверждена в размере 2336626 154 рублей 24 копеек по состоянию на 29 апреля 2015 года (т.1, л.д. 8)
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.
Административный истец является арендатором вышеуказанного земельного участка, что подтверждается представленными в материалы административного дела копиями: договора аренды от 13 марта 2006 года N АЗ-9/0220 (т. 1 л.д. 58-64), соглашения от 13 августа 2007 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 13 марта 2006 N АЗФ-9/0220 (т. 1 л.д. 13), соглашения от 14 марта 2006 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 13 марта 2006 N АЗФ-9/0220 (т. 1 л.д. 14), дополнительного соглашения N 3 к договору аренды земельного участка от 13 марта 2006 года N АЗ-9/0220 (т. 1 л.д. 21-22), соглашения от 17 июля 2008 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 13 марта 2006 N АЗФ-9/0220 (т. 1 л.д. 56-57), уплачивает арендные платежи, размер которых определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права административного истца, поскольку влияют на размер уплачиваемой им арендной платы. Следовательно, в силу вышеприведенных правовых норм административный истец вправе оспорить в суде кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке от 23 декабря 2016 года N 20-1-12/16, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "БизнесИнвест.ком" (т. 1, л.д. 105-213).
В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству представителя административного истца определением суда от 03 мая 2017 года по административному делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости указанного земельного участка.
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта - П.
П. от 18 июня 2017 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 29 апреля 2015 года составляет 301336 844 рубля 35 копеек.
Частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования, которым должно соответствовать экспертное заключение. В нем, в частности, должны содержаться: дата, время и место проведения экспертизы; основания ее проведения; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; сведения о предупреждении эксперта об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту для проведения экспертизы; описание и результаты исследований с указанием примененных методов; выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов.
Суд, исследовав вышеуказанное заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.
Поскольку доказательств опровергающих выводы вышеуказанного экспертного заключения материалы дела не содержат, то у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта.
Учитывая изложенное, а также и то, что в материалах дела отсутствуют иные сведения опровергающие выводы эксперта, относительно определения рыночной стоимости земельного участка, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 29 апреля 2015 года составляет 301336 844 рубля 35 копеек.
Указанная рыночная стоимость земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве его кадастровой стоимости по результатам рассмотрения настоящего спора.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, - 29 апреля 2015 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области - 28 декабря 2016 года (т. 1 л.д. 101-104).
С учетом изложенного, установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Амос-Групп" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 284156 кв. м, расположенного по адресу: ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 апреля 2015 года в размере 301336844 (Триста один миллион триста тридцать шесть тысяч восемьсот сорок четыре) рублей 35 копеек.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 28 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.