Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козырева Дмитрия Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Козырев Д.А. обратился в Свердловский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N, имеющие вид разрешенного использования: под проектирование и строительство автозаправочного комплекса, расположенные по адресу: ... Указанные земельные участки были сформированы до 01 января 2015 года и вошли в государственную оценку земель населенных пунктов Свердловской области, проведенную по состоянию на 01 января 2015 года, результаты которой утверждены приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области". В соответствии с приведенным приказом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена в размере 2439 195 рублей 10 копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере 3433 559 рублей 17 копеек, земельного участка с кадастровым номером N - в размере 1965 370 рублей 60 копеек. Вместе с тем, согласно отчету об оценке от 16 декабря 2016 года N 452-11-2016-Р/66, выполненному ООО "Центр экспертизы и оценки "ЦЕРТА", и получившему положительное экспертное заключение саморегулируемой организации, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на дату, на которую определена их кадастровая стоимость, составляет соответственно: 475000 рублей, 652000 рублей и 383000 рублей. Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области его заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков было отклонено.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером N в размере 475 00 рублей; с кадастровым номером N в размере 652 000 рублей; с кадастровым номером N в размере 383 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года, равном их рыночной стоимости, поскольку внесенная в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, нарушает его права как плательщика земельного налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости указанных объектов, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный истец Козырев Д.А. в судебное заседание не явился. От представителя административного истца Волковой А.С. поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Первоуральск, заинтересованное лицо Пушкарев Ю.Б. в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть административное дело в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков утверждена приказом
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" для земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 439 195 рублей 10 копеек, для земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 433 559 рублей 17 копеек, для земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 965 370 рублей 60 копеек (т.1, л.д. 15-17).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Являясь собственником 1/2 доли вышеуказанных земельных участков, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права 66 АЖ N 750003, выданного 07 ноября 2014 года, 66 АЖ 478060, выданного 05 июня 2014 года, 66 АЖ 750004, выданного 07 ноября 2014 года, 66 АЖ 750005, выданного 07 ноября 2014 года (т. 1, л.д. 10-14), административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права административного истца, поскольку влияют на размер уплачиваемого им земельного налога. Следовательно, в силу вышеприведенного законодательства, административный истец вправе оспорить в суде вышеуказанную кадастровую стоимость земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельных участков административным истцом представлен отчет от 16 декабря 2016 года N 452-11-2016-Р/66, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы и оценки "ЦЕРТА" (т. 1, л.д. 29-104), и положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков от 22 декабря 2016 года N 74/22122016/03 (т. 1, л.д. 105-121).
В ходе рассмотрения административного дела у суда возникли сомнения в достоверности выводов представленного отчета, поэтому для установления действительной рыночной стоимости земельных участков определением Свердловского областного суда от 25 апреля 2017 года была назначена соответствующая экспертиза по определению их рыночной стоимости.
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "ОценКинг" К. от 16 июня 2017 года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером N составляет 766 088 рублей; с кадастровым номером N составляет 1059 870 рублей; с кадастровым номером N составляет 624 340 рублей.
Частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования, которым должно соответствовать экспертное заключение. В нем, в частности, должны содержаться: дата, время и место проведения экспертизы; основания ее проведения; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; сведения о предупреждении эксперта об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту для проведения экспертизы; описание и результаты исследований с указанием примененных методов; выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов.
Суд, исследовав вышеуказанное заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.
Поскольку доказательств опровергающих выводы вышеуказанного экспертного заключения материалы дела не содержат, то у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта.
Учитывая изложенное, а также и то, что в материалах дела отсутствуют иные сведения опровергающие выводы эксперта, относительно определения рыночной стоимости земельных участков, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составляет: с кадастровым номером N - 766 088 рублей; с кадастровым номером N - 1059 870 рублей; с кадастровым номером N - 624 340 рублей.
Указанная рыночная стоимость земельных участков в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве их кадастровой стоимости по результатам рассмотрения настоящего спора.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, - 24 октября 2015 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области - 27 декабря 2016 года.
С учетом изложенного, установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков, равная их рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года.
Поскольку, обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, то настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков в связи с чем все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Козырева Дмитрия Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 731 кв. м, расположенного по адресу: ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 766088 (Семьсот шестьдесят шесть тысяч восемьдесят восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1029 кв. м, расположенного по адресу: ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 059870 (Один миллион пятьдесят девять тысяч восемьсот семьдесят) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 589 кв. м, расположенного по адресу: ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 624340 (Шестьсот двадцать четыре тысячи триста сорок) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 27 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.