Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Макаровой Натальи Вячеславовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
индивидуальный предприниматель Макарова Н.В. обратилась в Свердловский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что у нее в аренде находится земельный участок с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство пристроя к магазину, площадью 294, 0 кв. м, расположенного по адресу: ... Кадастровая стоимость земельного участка утверждена приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 ноября 2013 года N 2689 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных образований Свердловской области: Сысертский городской округ, городской округ Верхняя Пышма" в размере 1 457 560 рублей 86 копеек по состоянию на 10 августа 2013 года. Вместе с тем, согласно отчету об оценке N 01/11/08/45, выполненному индивидуальным предпринимателем Я., и экспертному заключению от 09 марта 2017 года N 16/2017 на указанный отчет, подготовленному Общероссийской общественной организацией "Российской общество оценщиков" Экспертный совет, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость, составляет 616108 рублей. Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в указанном размере, равном его рыночной стоимости, поскольку внесенная в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, нарушает ее права как плательщика арендной платы, расчет которой производится исходя из кадастровой стоимости указанного объекта, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный истец Макарова Н.В., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, представители заинтересованных лиц филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Администрации городского округа Верхняя Пышма в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представителем административного истца Чернышевой У.О. в адрес суда направлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца, а также ходатайство об уточнении исковых требований с учетом результатов независимой судебной экспертизы, представитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере 649977 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 10 августа 2013 года.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть административное дело в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство пристроя к магазину, площадью 294, 0 кв. м, расположенного по адресу: ... , утверждена приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 ноября 2013 года N 2689 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных образований Свердловской области: Сысертский городской округ, городской округ Верхняя Пышма" в размере 1 457 560 рублей 86 копеек по состоянию на 10 августа 2013 года (л.д. 18).
Административный истец является арендатором указанного земельного участка, что подтверждается представленными в материалы административного дела копиями договора аренды земельного участка от 23 января 2009 года N 30/П-09 и приложений к нему (л.д. 27-35), по условиям указанного договора аренды на административного истца возложена обязанность по уплате арендных платежей, размер которых определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права административного истца, поскольку влияют на размер уплачиваемой им арендной платы. Следовательно, в силу вышеприведенных правовых норм административный истец вправе оспорить в суде кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка в размере 616108 рублей административным истцом представлен отчет об оценке N 01/11/08/45, выполненный индивидуальным предпринимателем Я. (л.д. 58-206), и экспертное заключение от 09 марта 2017 года N 16/2017 на указанный отчет, подготовленное Общероссийской общественной организацией "Российской общество оценщиков" Экспертный совет (л.д. 36-57).
В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству представителя административного истца определением суда от 08 июня 2017 года по административному делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости указанного земельного участка.
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "СУДЭКС" С. от 15 июля 2017 года N 56, согласно которому рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 10 августа 2013 года составляет 649 977 рублей.
Частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования, которым должно соответствовать экспертное заключение. В нем, в частности, должны содержаться: дата, время и место проведения экспертизы; основания ее проведения; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; сведения о предупреждении эксперта об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту для проведения экспертизы; описание и результаты исследований с указанием примененных методов; выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов.
Суд, исследовав вышеуказанное заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.
Поскольку доказательств опровергающих выводы вышеуказанного экспертного заключения материалы дела не содержат, то у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта.
Учитывая изложенное, а также и то, что в материалах дела отсутствуют иные сведения опровергающие выводы эксперта, относительно определения рыночной стоимости земельного участка, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 10 августа 2013 года составляет 649977 рублей.
Указанная рыночная стоимость земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве его кадастровой стоимости по результатам рассмотрения настоящего спора.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, - 26 декабря 2013 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения административного истца с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд - 21 марта 2017 года (л.д. 14).
С учетом изложенного, установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, равная его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Макаровой Натальи Вячеславовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство пристроя к магазину, площадью 294, 0 кв. м, расположенного по адресу: ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 августа 2013 года в размере 649977 (Шестьсот сорок девять тысяч девятьсот семьдесят семь) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 21 марта 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.