Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Банниковой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-342/2017
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА-ПРО"
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Администрации г. Екатеринбурга,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
- представителя административного истца Корник К.Ю., действующий на основании доверенности от 12 сентября 2017 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области неявился,
-представитель Администрации города Екатеринбурга неявился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВЕГА-ПРО" (далее - административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N (далее - объект недвижимости, земельный участок), равной его рыночной стоимости, по состоянию на 15 ноября 2012 года.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, установленной Отчетом об оценке от 17 ноября 2016 года N 303 (далее - отчет), составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью "СУДЭКС" нарушает права административного истца, являющегося арендатором земельного участка, поскольку расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях подтвердил дату определения кадастровой стоимости и её размер.
Сообщил о внесении 09 апреля 2013 года в реестр объектов недвижимости сведений об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга своего отношения к рассматриваемому делу не выразили.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка, определенной в заключении эксперта от 21 августа 2017 года.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле после возобновления производства по делу определением суда от 13 сентября 2017года.
Заслушав пояснения представителя административного истца Корника К.Ю., исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, а также заключение эксперта от 21 августа 2017года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По материалам административного дела судом установлено, что административный истец является арендатором земельного участка общей площадью 16520 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства и дальнейшей эксплуатации технологического парка по разработке и производству электронной медицинской техники и промышленной автоматики, расположенного по адресу: ... , в подтверждении чего представлены нотариально заверенные копии договора аренды от 30 ноября 2007 года N 1-1026 и акт приема-передачи земельного участка.
В соответствии с расчетом к договору аренды, арендная плата за использование указанного земельного участка устанавливается в процентах от кадастровой стоимости.
Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" для проведения государственной кадастровой оценки сформирован по состоянию на 15ноября2012года и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15января2013N32.
По состоянию на 15ноября2012года утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 54037580, 80 руб.
09 апреля 2013 года сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в ЕГРН.
Являясь плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости арендованного земельного участка, административный истец вправе оспорить в установленном законом порядке результат государственной кадастровой оценки спорного объекта недвижимости.
Обращаясь с просьбой о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 35600000 руб.
Воспользовавшись предоставленным статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка 23 декабря 2016 года административный истец обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Свердловской области.
Решением Комиссии от 18 января 2017 года административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объекта недвижимости, что явилось основанием для обращения с настоящим административным иском в суд.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Установленная отчетом рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15 ноября 2012 года не была поддержана представителем административного истца в ходе судебного заседания, о чем свидетельствует заявленное письменное ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления рыночной стоимости спорного объекта недвижимости на соответствующую дату.
В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельного участка, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом было удовлетворено ходатайство представителя административного истца и назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Атив-Оценка" ( / / )6
Согласно заключению эксперта от 21 августа 2017года N 0/17-07-03 по состоянию на 15 ноября 2012 года рыночная стоимость земельного участка составила 28629000 руб.
Представитель административного истца Корник К. Ю. согласился с выводами судебной экспертизы, посчитав их объективными и достоверными, в связи с чем просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года как это определено в заключении эксперта от 21 августа 2017 года.
Иные лица, участвующие в деле, выводы эксперта не оспорили, возражений в адрес суда не направили.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта от 21 августа 2017 года, суд приходит к выводу о том, что эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленный перед ним вопрос.
Заключение эксперта подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта от 21 августа 2017 года, по мнению суда, полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как приведенные в экспертном заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования; исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Расчет рыночной стоимости земельного участка произведен с использованием сравнительного подхода и метода сравнения продаж, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В частности, содержащиеся в заключении эксперта сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.
Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог с объектом оценки; выявленные отличия объектов - аналогов от объекта оценки откорректированы с обоснованием поправок.
Объекты, отобранные в качестве аналогов, наиболее приближены к дате оценки.
Вся необходимая информация о характеристиках объектов-аналогов подтверждается представленными в заключении скриншотами интернет страниц о продаже объектов-аналогов, которые содержат сведения о дате публикации этих объявлений, а также необходимую информацию о местоположении, категории, размере, стоимости объектов и иных характеристиках.
Расчет не содержит математических, методических, арифметических ошибок и является правильным.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Данных об иной рыночной стоимости земельного участка, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав заключение эксперта от 21 августа 2017 года в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, которое может быть положено в основу решения.
С учетом изложенного, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об установлении кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 28 629000 руб. по состоянию на 15 ноября 2012 года.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания является 09 апреля 2013 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области - 23 декабря 2016 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА-ПРО" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... , в размере его рыночной стоимости 28629000 (двадцать восемь миллионов шестьсот двадцать девять тысяч) руб. по состоянию на 15 ноября 2012 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 23декабря2016года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме
Решение изготовлено 15 сентября 2017 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.