Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Кириллове Н.Н.,
с участием представителей:
административного истца - Сенцовой А.В.
административных ответчиков - Мелеш Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточные ворота" о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области (далее - Комиссия) от 25 января 2017 года N 150,
УСТАНОВИЛ:
оспариваемым решением Комиссии отклонено заявление ООО "Восточные ворота" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Основанием отклонения заявления указано несоответствие даты определения кадастровых стоимостей в представленном отчёте с датами установления оспариваемых кадастровых стоимостей.
ООО "Восточные ворота" обратилось 25 апреля 2017 года в Свердловский областной суд с названным административным исковым заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В обоснование требований административный истец указал, что решение Комиссии следует признать незаконным, потому что таким решением нарушаются права, свободы и законные интересы ООО "Восточные ворота" как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, настаивала на удовлетворении административного искового заявления, просила признать незаконным решение Комиссии.
Административные ответчики требования не признали. Представитель административных ответчиков в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам и основаниям, которые изложены в представленных письменных возражениях.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях сообщил имеющиеся сведения о правообладателях, о дате, о размере кадастровой стоимости земельных участков; направил акт определения кадастровой стоимости; просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, 01 декабря 2015 года в Единый государственный реестр недвижимости были включены сведения о земельных участках:
- с кадастровым номером N, площадью 1824 кв.м., который расположен по адресу: ... Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование - земли предприятий строительства и строительных конструкций и деталей.
- с кадастровым номером N площадью 39546 кв.м., который расположен по адресу: ... Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование - земли предприятий строительства и строительных конструкций и деталей.
ООО "Восточные ворота" на основании решения собственника о разделе земельного участка от 24 декабря 2015 года является собственником этих двух вышеназванных вновь образованных земельных участков, о чём 19 января 2016 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи регистрации.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года N 32 были утверждены по состоянию на 15 ноября 2012 года результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области актом определения кадастровой стоимости, с использованием соответствующего удельного показателя, утверждённого вышеназванным приказом, рассчитал (установил) и внёс в государственный кадастр недвижимости кадастровые стоимости вновь образованных в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 5057550 руб. 72 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 109652357 руб. 88 коп.
Дата определения этих кадастровых стоимостей - 01 декабря 2015 года.
Считая, что установленные кадастровые стоимости не соответствуют рыночной стоимости, ООО "Восточные ворота" для установления (признания) кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, обратилось в ООО "Экспертиза и оценка собственности".
Оценщик данной организации Цукрова С.С., составляя отчёт об оценке от 16 декабря 2016 года N 2016/19/1, определиларыночную стоимость земельных участков по состоянию на 18 сентября 2014 года. То есть, даже ранее, чем даты образования этих двух земельных участков, которые по состоянию на 18 сентября 2014 года ещё не существовали.
28 декабря 2016 года ООО "Восточные ворота" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Решением Комиссии от 25 января 2017 года N 150 заявление ООО "Восточные ворота" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков было отклонено; именно это решение Комиссии и просит признать незаконным административный истец.
Как видно из содержания обжалуемого решения, Комиссия установила, что оформление и содержание отчёта об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), требованиям к содержанию отчёта об оценке, к описанию в отчёте об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Недостатком отчёта в решении Комиссии указано, что дата определения рыночной стоимости земельных участков не соответствует дате определения их кадастровой стоимости, указанной в кадастровых справках о кадастровой стоимости, приложенных к заявлению.
Поскольку целью обращения в Комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При оспаривании решений Комиссии об отклонении заявления об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости вопрос об установлении рыночной стоимости такого объекта не разрешается.
В соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на неё незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В рассматриваемом случае трёхмесячный срок обращения с административным исковым заявлением не пропущен.
При разрешении данного административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Рассматривая административное дело о признании незаконным решения Комиссии суду, учитывая соответствующее разъяснение, которое содержится в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", надлежит выяснять:
- имеет ли Комиссия полномочия на принятие решения (при этом, в случае, когда принятие или непринятие решения в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению Комиссии, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения);
- соблюдён ли порядок принятия решения, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и тому подобное). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемого решения свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятого решения.
По результатам рассмотрения административного дела суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приказом Росреестра от 25 октября 2012 года N П/471 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок) утверждён Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года N 263.
Из пункта 20 Порядка вытекает полномочие Комиссии принимать решения об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В том случае, если содержание и оформление отчёта не соответствует предъявляемым требованиям, то Комиссия уполномочена принять решение об отклонении заявления. Это значит, что Комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчёта и обязана проверить представленные на её рассмотрение документы с точки зрения их соответствия существующим требованиям. Следовательно, обжалуемое административным истцом решение Комиссии было принято в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
При этом, порядок принятия обжалуемого решения (форма, сроки и процедура) также соответствовали требованиям Порядка. Как видно из представленной выписки из протокола заседания Комиссии, в заседании Комиссии присутствовали и участвовали трое из четырёх членов Комиссии, которые единогласно проголосовали "против", в результате чего, и было принято решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Что же касается оснований, которые повлекли принятие Комиссией решения об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, то единственным поводом и причиной для этого послужило несоответствие даты определения кадастровых стоимостей в представленном отчёте с датами установления оспариваемых кадастровых стоимостей.
В соответствии с частью 4 статьи 24 18 Федерального закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Положениями статьи 24 19 Федерального закона установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
При определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки (пункт 5 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4).
Однако, в данном случае, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами N и N отсутствовали до 01 декабря 2015 года в государственном кадастре недвижимости (в настоящее время - в Едином государственном реестре недвижимости).
Поэтому определять их рыночную стоимость по состоянию на 18 сентября 2014 года невозможно и недопустимо.
Следовательно, обращаясь в Комиссию, собственник земельных участков обязан был представить отчёт, в котором рыночная стоимость земельных участков была бы определена и установлена оценщиком именно по состоянию на 01 декабря 2015 года, а не по состоянию на иную, и тем более, на более раннюю дату, когда оцениваемые объекты ещё не существовали.
Предоставление в комиссию отчёта об оценке, составленного на иную дату, повлекло, по мнению суда, обоснованное и правомерное принятие решения об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Принятие Комиссией иного (противоположного) решения в такой ситуации было невозможно.
Учитывая существующее правовое регулирование, суд приходит к выводу, что основания для принятия обжалуемого решения у Комиссии имелись; о незаконности решения Комиссии и одновременном нарушении этим решением прав административного истца утверждать невозможно, а поэтому административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Восточные ворота" о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области от 25 января 2017 года N 150 оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение изготовлено 23 августа 2017 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.