Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Кучерявой К.О.,
с участием представителей административного истца - Галушко О.В. и Бурнашева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Остроухова К.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N в размере их рыночной стоимости по состоянию на 27 декабря 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
в Свердловский областной суд 10 июля 2017 года поступило названное административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец, полагает нарушенными свои права и законные интересы; ссылается на приложенный отчёт об оценке земельных участков и утверждает, что кадастровая стоимость обозначенных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, в связи с чем, просит установить их кадастровую стоимость равной рыночной.
Административные ответчики - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, заинтересованные лица - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, администрация Сысертского городского округа о возражениях против установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости не сообщили.
В судебное заседание административные ответчики и заинтересованные лица своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были надлежаще извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся административных ответчиков и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело с участием представителей административного истца.
Заслушав представителей административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года N 280-О-О, от 23 октября 2014 года N 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24 18 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела:
14 мая 2012 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 4021 м 2 с кадастровым номером N. Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для размещения многофункционального комплекса. Местоположение: ... (т.1 л.д.30).
01 ноября 2013 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 2246 м 2 с кадастровым номером N. Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: под строительство торгового центра. Местоположение: ... (т.1 л.д.27).
Названные земельные участки арендует административный истец Остроухов К.В., о чём в Едином государственном реестре недвижимости содержатся соответствующие записи о регистрации от 18 августа 2016 года.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 ноября 2013 года N 2689 утверждены по состоянию на 10 августа 2013 года результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территориях отдельных муниципальных образований в Свердловской области, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Этим же Приказом утверждён средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории Сысертского городского округа, согласно приложению N 2 к названному Приказу.
В связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, используя значение удельного показателя (4957 руб. 54 коп./м 2), утверждённое Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 ноября 2013 года N 2689, актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установил(рассчитал) кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 27 декабря 2013 года в размере 19934268 руб. 34 коп., что подтверждается выпиской о кадастровой стоимости (т. 1 л.д. 17).
Точно также и в отношении земельного участка с кадастровым номером N, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, используя такое же значение удельного показателя (4957 руб. 54 коп./м 2), утверждённое Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 ноября 2013 года N 2689, актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установил(рассчитал) кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 11134634 руб. 84 коп. по состоянию на 27 декабря 2013 года, что подтверждается выпиской о кадастровой стоимости.
Таким образом, датой определения кадастровых стоимостей двух рассматриваемых земельных участков является 27 декабря 2013 года.
Полагая, что установленные кадастровые стоимости не соответствуют рыночной стоимости земельных участков, Остроухов К.В. ссылался на отчёт об определении рыночной стоимости от 03 апреля 2017 года N 2017/05-287, подготовленный ООО "Аналитическое агентство оценки".
Как видно из названного отчёта, вероятная рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 27 декабря 2013 года, составляла:
с кадастровым номером N - 5337154 руб.;
с кадастровым номером N - 3319184 руб.
02 июня 2017 года административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Решением от 21 июня 2017 года N 638 заявление было отклонено в связи с несоответствием вышеобозначенного отчёта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки (т. 1 л.д. 138).
В судебном заседании представитель административного истца заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков, предложив кандидатуру эксперта.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Удовлетворив заявленное ходатайство, определением суда от 02 августа 2017 года по рассматриваемому делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков.
По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы рассматриваемого дела 13 сентября 2017 года представлено заключение эксперта.
В соответствии с полученным заключением эксперта рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 27 декабря 2013 года составляла:
с кадастровым номером N - 5492686 руб.;
с кадастровым номером N - 3384722 руб.
У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. При этом, определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Полученное заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержит очевидных противоречий, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы эти рыночные стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено, суд соглашается с результатами, изложенными в заключении эксперта.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлена и нашла своё подтверждение рыночная стоимость земельных участков; именно в таких размерах, которые установлены проведённой экспертизой, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровые стоимости.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемых судом кадастровых стоимостей в данном случае не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Остроухова К.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N в размере рыночной стоимости по состоянию на 27 декабря 2013 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 декабря 2013 года в размере 5492686 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 декабря 2013 года в размере 3384722 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 02 июня 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 09 октября 2017 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.