Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Банниковой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N 3а-441/2017
по административному исковому заявлению Гарифуллина Максима Дамировича
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
-представителя административного истца Варфоломеевой А. А., действующей на основании доверенности от 21 августа 2017 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области неявился;
-свидетеля П.
установил:
Гарифуллин Максим Дамирович (далее - административный истец) обратился с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд об установлении по состоянию на 01 января 2015 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N (далее - земельный участок, объект недвижимости), равной его рыночной стоимости в размере 3210404 руб.
В обоснование административного искового заявления административный истец сослался на отчет об оценке от 24 июля 2017 года N 498-17/З, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Областной центр оценки" П.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости земельного участка в размере 8541415, 64 руб. его рыночной стоимости - в размере 3210 404 руб., нарушает права административного истца, являющегося собственником земельного участка, поскольку расчет земельного налога производится исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях подтвердил дату определения кадастровой стоимости и её размер.
Сообщил о внесении 24 октября 2015 года в государственный кадастр недвижимости сведений об оспариваемой кадастровой стоимости.
В судебном заседании принял участие представитель административного истца Варфоломеева А. А., который требование о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле.
Заслушав пояснения представителя административного истца, свидетеля П., исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки, является дата, по состоянию на которую сформирован перечень (статья 24.15 Закона N 135-ФЗ).
Как следует из обстоятельств дела, административный истец является собственником земельного участка, общей площадью 1741 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под административным зданием, расположенного по адресу: ... , в подтверждении чего представлена нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права от 05 мая 2011 года.
Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, сформирован по состоянию на 01 января 2015 года, и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588.
По состоянию на 01января2015года утверждена кадастровая стоимость для земельного участка в размере 8541415, 64 руб.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 24 октября 2015 года.
Так как административный истец является собственником земельного участка, размер кадастровой стоимости влияет на величину земельного налога, следовательно, результат определения кадастровой стоимости напрямую затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе оспорить эти результаты.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ правом на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка, обратившись с соответствующим заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02 июня 2016 года N 172-ФЗ) к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.
Таким образом, при разрешении дел об оспаривании результатов определения государственной кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости, одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчет об оценке от 24 июля 2017 года N 498-17/З, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Областной центр оценки" П., согласно которому, по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком в размере 3210404 руб.
Административными ответчиками по существу не оспаривается рыночная стоимость земельного участка.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно разъяснениям, данным в п. 22 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в целях устранения неясности положений отчета об оценке суд разрешает вопрос о вызове в качестве свидетеля оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку и (или) составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также эксперта саморегулируемой организации оценщиков, давшего положительное заключение на соответствующий отчет.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен оценщик П., который сообщил суду в устной форме об известных ему обстоятельствах, касающихся оценки земельного участка и выводов, положенных в основу составленного им отчета об оценке.
Из его пояснений следует, что он провел оценку земельного участка в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ, Федеральным стандартом оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) от 20.05.2015 N 297; Федеральным стандартом оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденным приказом Минэкономразвития от 20.05.2015 N 298; Федеральным стандартом оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3), утвержденным приказом Минэкономразвития от 20.05.2015 N 299; Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным приказом Минэкономразвития от 22.10.2010 N 508; Федеральным стандартом оценки "Оценка недвижимости" (ФСО N 7), утвержденным приказом Минэкономразвития от 25.09.2014 N 611.
Оцениваемый земельный участок имеет площадь 1741 кв. м., категорию земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под административным зданием.
Объект оценки расположен по адресу: ... на земельном участке имеется строение - нежилое здание, общей площадью 510 кв. м., а также газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение.
Приняв во внимание количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также расположение земельного участка на карте градостроительного зонирования Березовского городского округа в общественно-деловой зоне ОД (К), оценщиком сделан вывод о том, что оцениваемый земельный участок относится к сегменту рынка земель, предназначенных под торгово-офисную застройку.
На дату оценки - 01 января 2015 года, исходя из сегмента рынка, к которому относится объект оценки, П. произвел выборку предложений по продаже незастроенных земельных участков, предназначенных для застройки объектами торгово-офисного назначения.
При проведении оценки им использовался сравнительный подход, в рамках которого применен метод сравнения продаж.
По мнению свидетеля, отобранные по правилам отбора объекты-аналоги в количестве трех отвечают требованиям пункта 10 ФСО N 1.
Из пояснения свидетеля следует, что все три объекта-аналога были идентифицированы по Публичной кадастровой карте; все объекты-аналоги находятся в одном сегменте рынка с объектом оценки; оценщиком точно установлено местоположение земельных участков, их площадь, кадастровые номера.
Исходя из ретроспективности оценки, оценщиком применены корректировки на торг, на передаваемые права, на местоположение, на площадь, на "красную линию", на коммуникации.
Оценив показания свидетеля наряду с иными представленными по делу доказательствами в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в правильности и обоснованности ответов оценщика не имеется.
Оценщик П. обладает специальным образованием, является членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Свободный Оценочный Департамент", в установленном законом порядке застрахована его ответственность и ответственность юридического лица.
В соответствии с требованиями п. 6 ФСО N 3, отчет пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком, а также директором юридического лица и скреплен печатью этого юридического лица.
Выводы, изложенные в отчете об оценке, соответствуют предмету исследования.
В частности в отчете указана информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка (о площади, о виде разрешенного использования; о текущем использовании объекта оценки, о наиболее эффективном использовании), присутствует точное описание локального местоположения объекта оценки.
Представленный в материалы дела отчет составлен на дату оценки - 01 января 2015 года.
При этом выводы оценщика предельно ясны, обоснованы и не содержат противоречий.
Показания свидетеля-оценщика являются последовательными, обоснованными и мотивированными.
В отчете приведены пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Проверяя в судебном заседании правильность математического расчета итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, суд не нашел математических ошибок.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что составленный оценщиком П. отчет об оценке основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов.
Доводов о том, что отчет составлен с нарушениями действующего законодательства об оценочной деятельности и обязательных стандартов оценки, поскольку при его составлении использовались неправильные исходные данные, применялись неверные методики и некорректно произведена рыночная оценка спорного земельного участка, ни одним из лиц участвующих в деле, не высказано.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями Федерального закона N 135-ФЗ, федеральными стандартами оценки, статьей 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признает отчет об оценке от 24 июля 2017 года надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка в сумме 3210 404 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость земельного участка, общая площадь - 1 741 кв. м., расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 3210404 руб.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, является 24 октября 2015 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, является дата обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд - 25 августа 2017 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2017 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Гарифуллина Максима Дамировича о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2015 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью - 1 741 кв. м., расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 3210404 (три миллиона двести десять тысяч четыреста четыре) руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 августа 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 09 октября 2017 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.