Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Гатченко О.О.,
с участием представителя административного истца Исак Ю.Ю.,
представителя административного ответчика администрации г.Оренбурга - Коробкина И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Хлебопродукт-1" к Управлению Росреестра по Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Хлебопродукт-1" обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что истцу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью *** кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 172 563 745,72 рублей;
- земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью *** кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 14 141 269 рублей.
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2016 года.
В соответствии с отчетом N615/001/17 от 26 января 2017 года:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 61 747 392 рубля;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 3 864 250 рублей.
В виду того, что кадастровая стоимость земельных участков превышает рыночную стоимость, то это приводит к нарушению права административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств.
Просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года.
Определением Оренбургского областного суда от 10 апреля 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии".
В судебном заседании представитель административного истца Исак Ю.Ю. заявленные требования поддержала и просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика администрации г.Оренбурга Коробкин И.Д., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Оренбургской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, ООО "Торговый ряд "Плюс", заинтересованное лицо Ермакова Н.И. в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением администрации г.Оренбурга от 29 ноября 2016 года N3698-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав МО г.Оренбург, по состоянию на 1 января 2016 года.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Хлебопродукт-1" является собственником следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 45 943 кв.м., кадастровая стоимость которого в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости составляет 172 563 745,72 рублей;
- земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 2 050 кв.м., кадастровая стоимость которого в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости составляет 14 141 269 рублей.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет N615/001/17 от 26 января 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный экспертом-оценщиком ООО "Сенат-Оценка" Ф..
Указанным отчётом по состоянию на 1 января 2016 года определена рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков.
Поскольку в судебном заседании установлено, что отчет о рыночной стоимости земельного участка N615/001/17 от 26 января 2017 года, представленный административным истцом в суд, ЗАО "Хлебопродукт-1" ранее предоставлялся в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, Управление Росреестра по Оренбургской области и Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в своих отзывах на иск ссылалось на несоответствие указанного отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков. Проведение экспертизы поручено члену Некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка", судебному эксперту ООО "Системы оценки" С ... Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключением эксперта N036/17 от 30 мая 2017 года определена рыночная стоимость земельных участков в следующих размерах:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 3 490 000 рублей;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 63 360 000 рублей.
Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленный вопрос. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в г.Оренбурге, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив заключение эксперта от 30 мая 2017 года по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельных участков определена на дату определения их кадастровой стоимости.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 17 февраля 2017 года, датой подачи заявления следует считать 17 февраля 2017 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Хлебопродукт-1" к Управлению Росреестра по Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Ташкентская, на земельном участке расположен одно-двух-трехэтажный административно-бытовой корпус с подвалом литер Е3Е4Е5, N56/1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 3 490 000 рублей на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Ташкентская, на земельном участке расположен комбинат хлебопродуктов, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 63 360 000 рублей на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 17 февраля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.