Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием представителя административного истца Борисова С.С.,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Оренбургской области - Горецкого В.В.,
представителя административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" - Востриковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Управлению Росреестра по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГЭС розница" обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 43 150 923,53 рубля. В соответствии с отчетом N587/Р-11-2016 от 23 ноября 2016 года рыночная стоимость спорного земельного участка составила 5 967 000 рублей.
Завышение кадастровой стоимости земельного участка приводит к нарушению права административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств.
Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года на период с 01 января 2016 года по 23 декабря 2016 года в размере 5 967 000 рублей.
Представитель административного истца Борисов С.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Оренбургской области Горецкий В.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" Вострикова Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного искового заявления, полагала, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком.
Представитель административного ответчика Правительства Оренбургской области, представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации г.Оренбурга в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 г. N 1122-п в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области.
Также, постановлением администрации г.Оренбурга от 29 ноября 2016 года N3698-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав МО г.Оренбург, по состоянию на 1 января 2016 года.
Из материалов дела следует, что ООО "ГЭС розница" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес). Площадь земельного участка *** кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от 20 января 2017 года актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 12 020 218,28 рублей. Указанные сведения внесены в ЕГРН 23 декабря 2016 года, данная кадастровая стоимость применяется с 01 января 2017 года.
Вместе с тем, предметом оспаривания в данном деле является архивная кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 г. N 1122-п по состоянию на 01 января 2012 года. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет N587/Р-11-2016 от 14 ноября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный экспертом-оценщиком ООО "Си-Эй-Си-Городской центр экспертиз".
Указанным отчётом по состоянию на 01 января 2012 года определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка.
В судебном заседании установлено, что отчет о рыночной стоимости земельного участка N587/Р-11-2016 от 14 ноября 2016 года ранее был представлен в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 13 января 2017 года отказано в пересмотре кадастровой стоимости в связи с несоответствием отчёта требованиям статьи 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В решении указано, что оценщиком для определения рыночной стоимости приведены некорректные аналоги, не проведена сегментация рынка земельных участков в зависимости от района города, не учтено месторасположение спорного земельного участка.
Для разрешения возникших сомнений в достоверности установленной специалистами рыночной стоимости земельного участка, судом по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0201021:440 по состоянию на 01 января 2012 года, дату определения кадастровой стоимости этого участка.
Проведение экспертизы поручено члену некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", судебному эксперту АНО "Центр судебных экспертиз" К ... Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с заключением эксперта N058-АНО-2017 от 07 июля 2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2012 года составляет 6 821 000 рублей.
Заключение судебной экспертизы никем не оспаривается, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленный вопрос. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в г.Оренбурге и Оренбургском районе, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив заключение эксперта от 07 июля 2017 года по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Оспариваемая архивная кадастровая стоимость имеет значение для административного истца при расчёте налоговых обязательства за 2016 годю
Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над их рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2012 года в размере, установленном судебной оценочной экспертизой, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости и её объективность никем из сторон не опровергнута.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Таким образом, учитывая, что ООО "ГЭС розница" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 15 декабря 2016 года, а также, что датой внесения в государственный кадастр последних изменений в сведения об объекте недвижимости является 23 декабря 2016 года, то указанные выше сведения о кадастровой стоимости подлежат применению на период с 01 января 2016 года по 23 декабря 2016 года.
Доводы филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области о необоснованности их привлечения к участию в рассмотрении дела, являются ошибочными по следующим основаниям.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 октября 2016 года ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав по ведению Единого государственного реестра недвижимости, в том числе, в части загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества относятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Управлению Росреестра по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года в размере 6 821 000 рублей на период с 1 января 2016 года по 23 декабря 2016 года.
Датой подачи заявления считать 15 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.