Заместитель председателя Оренбургского областного суда Белинская С.В., рассмотрев жалобу Безрукова С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Центрального района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Центрального района г. Оренбурга, от 18 мая 2017 года и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Безрукова С.В.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Центрального района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Центрального района г. Оренбурга, от 18 мая 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 августа 2017 года, Безруков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения - пистолета "***" калибра *** N ***.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Безруков С.В. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения, далее - Федеральный закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, 22 марта 2017 года инспектором отделения ЛРР Управления Росгвардии по Оренбургской области выявлен факт незаконного хранения Безруковым С.В., не имеющим специального разрешения, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения пистолета "***" калибра *** N *** по своему месту жительства по адресу: ул. *** д. ***, кв. ***, г. Оренбург в нарушение требований ст. 22 Федерального закона об оружии.
Разрешение РОХа N *** на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия *** калибра *** N ***, выданное Безрукову С.В. 21 декабря 2011 года, действует до 21 декабря 2016 года. Таким образом, срок действия выданного Безрукову С.В. разрешения на хранение и ношение оружия истек 21 декабря 2016 года.
Данное обстоятельство подтверждено собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.9); протоколом изъятия оружия, боеприпасов и патронов к нему (л.д. 14); рапортом инспектора ОЛРР Управления Росгвардии по Оренбургской области (л.д. 10); копией разрешения РОХа N *** (л.д. 12); квитанцией на принятое оружие (л.д. 15) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, Безруков С.В. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что в период с 03 декабря 2016 года по 13 декабря 2016 года Безруков С.В. находился на стационарном лечении в лечебном учреждении (л.д. 19).
Вместе с тем указанное обстоятельство не освобождает Безрукова С.В. от ответственности по ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, поскольку после выписки из лечебного учреждения он не сдал незаконно хранящееся оружие в подразделение лицензионно-разрешительной работы, а продолжил хранить его у себя дома. Сведений о том, что Безруков С.В. обратился в установленный законом срок с заявлением о продлении разрешения на хранение оружия, материалы дела не содержат.
Довод жалобы о том, что действия Безрукова С.В. подлежат переквалификации с ч. 6 ст. 20.8 на ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, являлся предметом рассмотрения судей нижестоящих инстанций и обоснованно отклонен.
Частью 6 ст. 20.8 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе за незаконное хранение гражданского огнестрельного оружия.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом об оружии, который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям.
В силу приведенных выше положений ст. 22 данного Федерального закона хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 данного Федерального закона, которой установлен порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
В силу п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814", не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Аналогичная правовая позиция также выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 года N 2557-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зеленюка Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положением ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ".
Хранение гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Согласно материалам дела Безруков С.В. осуществлял незаконное хранение по месту своего жительства гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия выданного ему разрешения на его хранение, а потому он обоснованно привлечен к административной ответственности, установленной данной нормой. Действия Безрукова С.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об оружии.
Оснований для переквалификации действий заявителя на ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ не имеется.
В жалобе заявитель ссылается на то, что в протоколе об административном правонарушении неверно указано место совершения административного правонарушения; не указано место составления протокола и существо административного правонарушения, что являлось основанием для возвращения мировым судьей протокола должностному лицу, его составившему.
Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, является длящимся, совершенным в форме бездействия, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
По настоящему делу установлено, что Безруков С.В. длительное время у себя дома незаконно хранил оружие при отсутствии разрешения на его хранение.
Таким образом, место совершения административного правонарушения по настоящему делу правильно определено как место хранения оружия Безруковым С.В. по месту его жительства: ул. ***, д. *** кв. ***, г. Оренбург.
Одна единица оружия у Безрукова С.В. изъята в ОЛРР Управления Росгвардии по Оренбургской области в момент обращения Безрукова С.В. в подразделение Росгвардии, расположенное по адресу: пр. ***, д. ***, г. Оренбург. Указанный адрес является местом составления протокола об административном правонарушении. Неуказание в протоколе об административном правонарушении места его составления не является существенным нарушением процессуальных требований, не является основанием для возвращения протокола должностному лицу, его составившему, в порядке ч. 4 ст. 29.4 КоАП РФ, поскольку нарушение носит устранимый характер.
Не влечет отмену обжалуемых судебных актов и довод жалобы о том, что при описании события административного правонарушения должностным лицом и мировым судьей не определен вид незаконно хранящегося гражданского оружия, владельцем которого является Безруков С.В.
Из материалов дела следует, что при описании события вмененного административного правонарушения указано, что оружие относится к гражданскому, отражены его индивидуализирующие признаки (модель, калибр и номер), по которым в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона об оружии возможно определить, что пистолет "***" калибра *** относится к гражданскому огнестрельному оружию ограниченного поражения. Следовательно, такое описание события административного правонарушения не влечет нарушение права Безрукова С.В. на защиту, не лишает его возможности знать, в чем он обвиняется.
То обстоятельство, что при составлении протокола об административном правонарушении отсутствовали понятые, не является нарушением по делу. В силу ч. 2 ст. 25.7 КоАП РФ присутствие понятых обязательно в случаях, прямо предусмотренных главой 27 КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении по ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ обязательное участие понятых законом не предусмотрено.
Кроме того, нормами КоАП РФ не предусмотрено обязательное внесение в протокол об административном правонарушении сведений о понятых, участвующих при проведении процессуальных действий в отношении привлекаемого лица. Тот факт, что понятые могут быть допрошены в суде в качестве свидетелей, не обязывает должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении, вносить данные о них в протокол об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
С учетом изложенного следует признать, что жалоба не содержит правовых аргументов, которые влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Постановление о привлечении Безрукова С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Центрального района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Центрального района г. Оренбурга, от 18 мая 2017 года и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении Безрукова С.В. оставить без изменения, а жалобу Безрукова С.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда С.В. Белинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.