Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Политовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Костромской области к Совету депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о признании недействующим решения Совета депутатов Гридинского сельского поселения N 113 от 05.12.2012 г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области",
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области N 113 от 05.12.2012 г. утверждены Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Решение опубликовано в ежемесячном информационном вестнике "Вести Гридино" N 14 от 14.12.2012 г.
Заместитель прокурора Костромской области обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что Правила землепользования и застройки противоречат положениям Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, а также Генеральному плану Гридинского сельского поселения.
На картах градостроительного зонирования и границ зон с особыми условиями использования территории, а также на карте границ территориальных зон одни и те же земельные участки отнесены к разным территориальным зонам, установление которых, в том числе, не отвечает требованиям Генерального плана Гридинского сельского поселения, являющегося в силу положений Градостроительного кодекса РФ (п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 9) основополагающим документом территориального планирования, которому должны соответствовать Правила землепользования и застройки.
Например, земельные участки, расположенные вблизи д. Ратушино (кадастровые номера с "данные изъяты" по "данные изъяты") отнесены к различным территориальным зонам: развития жилой застройки - Ж-4 и территориальной зоне, предназначенной для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (Р-3). Вместе с тем в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана Гридинского сельского поселения, эти же земельные участки находятся в зоне сельскохозяйственного использования - пашни.
Поскольку Генеральным планом функциональное назначение данных земельных участков установлено как сельскохозяйственное использование, то Правила землепользования и застройки, определяющие указанную зону как Р3 и Ж4, противоречат положениям статей 1, 8, 9, 30, 31, 34, 35, 85 Градостроительного кодекса РФ, в том числе о необходимости отнесения земельных участков только к одной территориальной зоне.
Кроме того, при принятии оспариваемого акта нарушены требования закона, регулирующего использование земель сельскохозяйственного назначения, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 ГрК РФ для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Установление градостроительных регламентов, зонирование, установление вида разрешенного использования в отношении земель сельскохозяйственного назначение без перевода земель в другую категорию противоречит п. 2 ст. 7 ЗК РФ, положениям статьи 36 ГрК РФ.
Также нарушена процедура принятия нормативно-правового акта, предусмотренная статьёй 31 ГрК РФ.
Вопреки требованиям данной нормы, положениям Устава муниципального образования Гридинское сельское поселение и нормам Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Гридинском сельском поселении, утвержденного Решением Совета депутатов Гридинского сельского поселения N 65 от 25.09.2009 г., публичные слушания проведены только в одном населенном пункте муниципального образования - д. Гридино. Нарушен порядок информирования населения о проведении публичных слушаний, что выразилось в размещении объявления о проведении публичных слушаний менее чем за 20 дней до даты их проведения. Содержание выносимого на обсуждение проекта до жителей муниципального образования не доведено.
Карта градостроительного зонирования, являющаяся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки, официально не опубликована.
Эти обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативно-правового акта.
Административный истец просит признать недействующим оспариваемое решение с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрации Красносельского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Костромской области Рылова Т.В. административные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении доводам.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Гридинского сельского поселения и заинтересованного лица администрации Гридинского сельского поселения - глава Гридинского сельского поселения - Соловьев Ю.В. согласился с доводом административного иска о противоречии оспариваемого нормативно-правового акта нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе генеральному плану, не согласен с нарушением порядка принятия оспариваемого акта. Суду пояснил, что в настоящее время ведется работа по приведению оспариваемого акта и генерального плана поселения в соответствие с требованиями действующего законодательства. Однако завершена эта работа будет только к декабрю 2017 года, ввиду чего просил предоставить отсрочку до 01 января 2018 года.
Представитель заинтересованного лица администрации Красносельского муниципального района Костромской области Панова Ж.Н. поддержала позицию представителя административного ответчика, также просила предоставить отсрочку. Согласилась с тем, что при принятии оспариваемого акта допущены нарушения порядка принятия.
Представитель заинтересованного лица - Собрания депутатов Красносельского муниципального района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить кодексу.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности (пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ и часть 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
Пунктом 12 части 1 статьи 26 Устава муниципального образования Гридинское сельское поселение, принятого Решением Совета депутатов Гридинского сельского поселения N 7 от 22.11.2005 г. (далее - Устав), установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территории поселения отнесено к компетенции Совета депутатов Гридинского сельского поселения.
Согласно части 3 статьи 24 Устава Совет депутатов поселения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Костромской области, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения.
Частью 7 статьи 41 Устава предусмотрено, что официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта является размещение полного текста нормативного правового акта в ежемесячном информационном вестнике "Вести Гридино" учрежденном Советом депутатов поселения.
В пункте 2 оспариваемого решения указано на необходимость публикации решения в информационном вестнике "Вести Гридино" и размещении на официальном сайте администрации Гридинского сельского поселения www.admgridino.ru.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение с утвержденными им Правилами землепользования и застройки опубликовано в ежемесячном информационном вестнике "Вести Гридино" в выпуске N 14 от 14.12.2012 г. /л.д. 11-31/. Доказательств опубликования карты границ территориальных зон и карт градостроительного зонирования и границ зон с особыми условиями использования территории, которые являются неотъемлемой частью оспариваемого акта, в материалы дела административным ответчиком не представлено.
Таким образом, оспариваемый акт принят полномочным органом с соблюдением установленной формы (вида) акта. Однако не соблюден предусмотренный вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядок опубликования акта, поскольку он опубликован не в полном объёме.
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения установлен статьями 30-32 ГрК РФ, которые в том числе содержат положения о том, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьёй 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 28 ГрК РФ установлено, что публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
Согласно части 4 статьи 18 Устава (в редакции, действовавшей на момент подготовки оспариваемого акта) порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым Советом депутатов Гридинского сельского поселения.
Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в Гридинском сельском поселении (далее - Положение) утверждено Решением Совета депутатов Гридинского сельского поселения N 65 от 25.09.2009 г.
Нормы Положения предусматривают, что объявление о проведении публичных слушаний по проекту муниципального правового акта публикуется в местных средствах массовой информации не позднее, чем за 20 дней до даты их проведения. Период времени с момента опубликования проекта соответствующего муниципального правового акта и до даты проведения публичных слушаний не может быть более 30 дней (пункты 1 и 2 раздела VI).
Как видно из материалов дела, 01.10.2012 г. главой Гридинского сельского поселения издано постановление N 43а о проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Гридинского сельского поселения с участием населения в организациях и учреждениях, расположенных на территории поселения: "адрес" - 24.10.2012 г. в 18-00; "адрес" - 30.11.2012 г. в 12-00; "адрес" - 30.11.2012 г. в 15-00 /л.д. 33/.
По указанным адресам в д. Гридино проведены публичные слушания, по результатам которых оформлены следующие документы: явочные листы, протоколы, заключение о результатах публичных слушаний /л.д. 34-40/.
То есть в нарушение вышеуказанных правовых норм публичные слушания проведены только в одном населенном пункте муниципального образования. Данных о проведении публичных слушаний в иных населенных пунктах Гридинского сельского поселения: Александрово, Демидково, Денежниково, Осенево, Першутино, Погост, Ратушино, Семенково, Скоморохово, Спас-Ямщики, Сумароково, Тюлиндино /л.д. 32/, не имеется.
Объявление о проведении публичных слушаний 24.10.2012 г. в 18-00 опубликовано в ежемесячном информационном вестнике "Вести Гридино" в выпуске N 11 от 17.10.2012 г., то есть менее чем за 20 дней до даты проведения публичных слушаний. Доказательств опубликования объявлений о проведении публичных слушаний 30.11.2012 г. в материалы дела не представлено.
Таким образом, нарушен установленный действующим законодательством порядок принятия оспариваемого акта.
Кроме того, содержание оспариваемого акта противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон. При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма соответствует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметров планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Согласно части 1 статьи 42 Правил землепользования и застройки карта градостроительного зонирования территории поселения включает в себя карту границ территориальных зон и карту границ зон с особыми условиями использования территорий.
Однако суду представлены как неотъемлемые части оспариваемого нормативно-правового акта две карты градостроительного зонирования и границ зон с особыми условиями использования территории и карта границ территориальных зон.
На картах градостроительного зонирования и границ зон с особыми условиями использования территории одни и те же земельные участки, располагающиеся около населенных пунктов Ратушино, Демидково, Скоморохово, Осенево относятся к разным территориальным зонам. Карта границ территориальных зон совпадает с одной из карт градостроительного зонирования и границ зон с особыми условиями использования территории, однако не соответствует в отношении указанных выше земельных участков другой такой карте.
Земельные участки около населенных пунктов Ратушино, Сумароково, Александрово, Демидково, Спас-Ямщики, Мизгирево, Погост, Скоморохово, Осенево, Гридино на карте границ территориальных зон и одной из карт градостроительного зонирования и границ зон с особыми условиями использования территории, которая совпадает с картой границ территориальных зон, отнесены к зоне Ж-4 (зона развития жилой застройки). В то же время эти же земельные участки на генеральном плане (схеме) отнесены к землям сельскохозяйственного назначения - пашням.
Таким образом, вопреки вышеприведённым нормам одни и те же земельные участки отнесены к разным территориальным зонам, а также имеет место противоречие правил землепользования и застройки требованиям пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ и положениям генерального плана.
Оспариваемым актом фактически изменён вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения (пашни).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Соответственно изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьёй 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Статья 81 ЗК РФ, действовавшая до 1 марта 2015 года, закрепляла положения о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривала их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 ГрК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - земли населенных пунктов.
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства.
Таким образом, установление градостроительных регламентов, зонирование, установление видов разрешенного использования в отношении земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель в другую категорию противоречит пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, положениям статьи 36 ГрК РФ.
Следовательно, оспариваемый акт принят без учета требований вышеприведённых норм федерального законодательства и ему не соответствует.
В связи с этим имеются основания для признания оспариваемого решения недействующим.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Так как оспариваемый акт до вынесения судом решения применялся, то он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено несоответствие оспариваемого акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд не усматривает оснований для определения даты признания его недействующим значительно позднее даты вступления решения суда в законную силу.
Оснований для предоставления отсрочки исполнения решения не имеется, поскольку по смыслу положений статьи 358 КАС РФ отсрочка может быть предоставлена по судебным актам, предполагающим исполнение. Судебный акт о признании недействующим нормативно-правового акта, не предполагает какого-либо исполнения, кроме информирования населения о принятом судебном акте.
Исходя из положений статьи 215 КАС РФ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в ежемесячном информационном вестнике "Вести Гридино".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решение Совета депутатов Гридинского сельского поселения N 113 от 05.12.2012 г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в ежемесячном информационном вестнике "Вести Гридино".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.