судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Берман Н.В. и Фроловой Е.М.,
при секретаре Акимове А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 31 июля 2017 года, которым постановлено:
" Признать за Иванниковой Александрой Павловной право на перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии.
Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии Иванниковой Александре Павловне в соответствии со ст. 4 Закона Липецкой области N 55-ОЗ от 04.06.2003 года "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области" в редакции закона Липецкой области от 01.08.2016 года N 553-ОЗ".
Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия
установила:
Иванникова А.П. обратилась в суд с иском к УСЗН Липецкой области о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет, ссылалась на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ контракт был расторгнут, она была освобождена от занимаемой должности по собственной инициативе на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с предоставлением гарантий предусмотренных статьей 57 Устава Липецкой области. После увольнения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получала денежное содержание в размере заработной платы, а также пенсию по старости. На момент увольнения ее стаж государственной службы составил более "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в УСЗН Липецкой области о назначении ей ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 6 Закона Липецкой области от 04 июня 2003 года N55-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области". Решением от ДД.ММ.ГГГГN ей была назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 21884 рублей 41 копейки. Полагала, что в связи с внесенными изменениями в Закон Липецкой области от 04 июня 2003 года N55-ОЗ она имеет право на перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии. Просила признать за ней право на перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии, обязать УСЗН Липецкой области произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии в связи с изменениями, внесенными в статью 4 Закона Липецкой области от 04 июня 2006 года N55-ОЗ Законом Липецкой области N 553-ОЗ от 01 августа 2016 года.
В судебном заседании истица Иванникова А.П. исковые требования поддержала.
Представители ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области - Чернышова Л.К. и Пушкова Я.В. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Иванникова А.П. обратилась в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 6 Закона Липецкой области от 04 июня 2003 года N 55-ОЗ. Решением Управления социальной защиты населения области от ДД.ММ.ГГГГN Иванниковой А.П. назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 21 884 рублей 41 копейки. В настоящее время расчет доплаты к пенсии производится в ином порядке, но на истицу он не распространяется, поскольку, данный закон не предусматривает процедуру перерасчета установленных ранее пенсионных доплат.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителей ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области - Чернышову Л.К. и Канищеву С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив апелляционную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации распространяется действие пенсионного законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" у словия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 04 июня 2003 года N55-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области" (в редакции от 26 декабря 2014 года, действующей до 01 января 2017 года) размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляются пенсионные выплаты, не должен превышать 0,8 месячного денежного содержания, установленного частью 2 настоящей статьи, по замещавшейся должности гражданской службы области.
В случае если лица, имеющие право на пенсионные выплаты, в течение 12 (двенадцати) полных месяцев непосредственно перед увольнением замещали различные должности, размер пенсионных выплат определяется исходя из месячного денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) по замещавшейся должности по их выбору.
Согласно статье 5 указанного Закона Липецкой (в редакции от 26 декабря 2014 года, действующей до 01 января 2017 года) е жемесячная доплата к пенсии устанавливается:
- лицам, замещавшим на постоянной основе не менее одного года государственные должности области категории "А" до 01 февраля 2005 года, предусмотренные Реестром государственных должностей Липецкой области, получавшим денежное содержание за счет средств областного бюджета и освобожденным от замещаемых должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями;
- лицам, замещавшим государственные должности государственной службы области категории "Б" и "В" до ДД.ММ.ГГГГ и лицам, замещавшим должности гражданской службы, уволенным в связи с ликвидацией, сокращением должностей в органах государственной власти области, исполнительных органах государственной власти области, государственных органах области, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет;
- лицам, замещающим должности гражданской службы области, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, когда увольнение с государственной службы имело место по одному из следующих оснований:
ликвидация, сокращение должностей в органах государственной власти области, исполнительных органах государственной власти области, государственных органах области;
достижение предельного возраста, установленного законом области для замещения должности гражданской службы области;
обнаружившееся несоответствие замещаемой должности гражданской службы области вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы.
Законом Липецкой области N 553-ОЗ от 01 августа 2016 года, вступившим в силу с 01 января 2017 года, "О внесении изменений в Закон Липецкой области "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области" и Закон Липецкой области "О социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Липецкой области" внесены изменения в статьи 4, 5 и 8 Закона Липецкой области от 04 июня 2003 года N 55-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области".
Согласно части 1 статьи 2 Закона Липецкой области от 04 июня 2003 года N55-ОЗ (в редакции от 01 августа 2016 года, действующей с 01 января 2017 года) "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области" п енсионные выплаты устанавливаются и выплачиваются в виде ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством (далее - ежемесячная доплата к пенсии), либо в виде пенсии за выслугу лет в случаях, установленных настоящим Законом, при наличии стажа государственной службы и иных оснований, установленных настоящим Законом.
Согласно пункту 1 статье 4 указанного Закона Липецкой области (в редакции от 01 августа 2016 года, действующей с 01 января 2017 года) р азмер пенсионных выплат лицам, указанным в абзацах втором - четвертом части 1 статьи 5 настоящего Закона, исчисляется исходя из 0,8 их среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев, предшествующих дню увольнения с соответствующей должности.
В расчет среднемесячного денежного содержания не входят выплаты, предусмотренные пунктами 10 и 13 статьи 4 Закона Липецкой области от 05 января 2000 года N61-ОЗ "О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области".
Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Иванникова А.П. работала в "данные изъяты".
На основании Распоряжения администрации Липецкой области от 13 апреля 2015 года N126-рл с 30 апреля 2015 года контракт с истицей был расторгнут, в связи с чем, она была освобождена от занимаемой должности по собственной инициативе на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с предоставлением гарантий, предусмотренных статьей 57 Устава Липецкой области (л.д. 6).
После увольнения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Иванниковой А.П. выплачивалось денежное содержание в размере заработной платы.
На момент увольнения Иванниковой А.П. с должности ее стаж государственной службы составлял "данные изъяты", что подтверждается справкой о периодах государственной службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы Иванниковой А.П. (л.д. 7).
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ месячное денежное содержание истицы составляло 43 780 рублей, в том числе: должностной оклад 11 600 рублей, оклад за классный чин 5 500 рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы 17 400 рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет 3480 рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, 5 800 рублей (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ Иванникова А.П. обратилась в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 6 Закона ФИО2 области от 04 июня 2003 года N55-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области".
Решением Управления социальной защиты населения области от ДД.ММ.ГГГГN Иванниковой А.П. назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 21 884 рублей 41 копейки в соответствии с действующим на момент обращения порядком назначения пенсионных выплат, установленных законом Липецкой области от 04 июня 2003 года N55-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области".
Разрешая заявленные требования, суд с учетом, представленных в деле доказательств, пришел к выводу, что поскольку денежное содержание Иванниковой А.П. было назначено в соответствии с Законом Липецкой области от 04 июня 2003 года N55-ОЗ в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений - ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем Законом Липецкой области от 01 августа 2016 года N 553-ОЗ "О внесении изменений в Закон Липецкой области "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области" и Закон Липецкой области "О социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Липецкой области" в статью 4 внесены изменения, в соответствии с которыми размер пенсионных выплат стал исчисляться соответствующим лицам, исходя из 0,8 их среднемесячного денежного содержания за последние "данные изъяты", предшествующих дню увольнения с соответствующей должности, Иванникова А.П. имеет право на перерасчет размера пенсионных выплат.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд признал за Иванниковой А.П. право на перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии, и обязал Управление социальной защиты населения Липецкой области произвести его в соответствии со статьей 4 Закона Липецкой области N55-ОЗ от 04 июня 2003 года в редакции закона от 01 августа 2016 года.
С данным выводом не может согласиться судебная коллегия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации а кты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Проанализировав положения Закона Липецкой области от 04 июня 2003 года N55-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области", судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для перерасчета уже назначенной доплаты к пенсии, поскольку указанным законом перерасчет не предусмотрен.
Кроме того, для данной категории лиц предусмотрена индексация выплат, которая была произведена истицы с ДД.ММ.ГГГГ на "данные изъяты" и выплата составила 26261 рубль 29 копеек (л.д. 39).
Принимая во внимание положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что Закон обратной силы не имеет, и то, что действия редакции Закона Липецкой области от 04 июня 2003 года N 55-ОЗ от 01 августа 2016 года распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имелось основания для удовлетворения требований истицы.
Кроме того, исходя из положений статьи 6, 7 указанного Закона Липецкой области взаимодействие Управления с лицами, замещающими государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области, носит заявительный характер, при этом доказательств того, что истица обращалась в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о перерасчете доплаты к пенсии или о назначении ей доплаты в связи с новым порядком, в материалах дела не представлено.
Таким образом, учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу о том, что Управлением социальной защиты населения Липецкой области законно и обоснованно назначена истице доплата к пенсии на основании её заявления в соответствии с требованиями статьи 4 указанного Закона Липецкой области, действующего в редакции на момент возникновения правоотношений, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, оснований для её перерасчета не имеется, в связи с чем требования Иванниковой А.П. не подлежат удовлетворению, а решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 31 июля 2017 года отменить и постановить новое решение, которым отказать Иванниковой Александре Павловне в иске к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.