Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Роговой С.А., Онохова Ю.В.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Свердловой В.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи на основании доверенности Байрозян О.Г. на решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 17 мая 2017 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Гетало Т.П. и Писаренко Н.С. обратились в суд с административным иском к администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером " ... " по адресу: г. " Ф.И.О. "2, " ... ", ул. " Ф.И.О. "10, квартал " ... ", а также расположенного на нем жилого дома N 29. При обращении административного истцов в администрацию г. Сочи за предоставлением муниципальной слуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности", Гетало Т.П. и Писаренко Н.С. было отказано на том основании, что образуемый в результате перераспределения земельный участок расположен в границах "красных линий" ул. Тормахова, вошедших в проект планировки территории Лазаревского района города-курорта Сочи.
Истцы полагают свои права нарушенными, в связи с чем просят признать незаконным решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 19 января 2017 г. N 21.01-21/37674 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков находящихся в муниципальной собственности и участков находящихся в частной собственности", считать схему расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий дом на одну семью), расположенного по адресу: г." Ф.И.О. "2, " ... ", ул. " Ф.И.О. "10, квартал " ... ", дом N " ... ", изготовленную ООО "Центр кадастра и инвентаризации" в 2016 г., утвержденной и согласованной, обязать ответчика в лице департамента имущественных отношений заключить с истцами соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером " ... ", категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по указанному адресу.
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи от 17 мая 2017 г. требования административных истцов удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Гетало Т.П. и Писаренко Н.С ... В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Гетало Т.П., Писаренко Н.С. и представитель администрации г. Сочи в судебное не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка указанных лиц обязательной не признана. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.
Из материалов дела следует, что Гетало Т.П. и Писаренко Н.С. на праве общей долевой собственности (по 1/30 и 29/30 доли соответственно) принадлежит земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью 404 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, а также жилой дом N 29 с кадастровым номером " ... ", литер А, А1, расположенные по адресу: г. " Ф.И.О. "2, " ... ", ул. " Ф.И.О. "10, квартал застройки N " ... ".
С целью устранения чересполосицы, на основании заявления истцов была изготовлена схема расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Гетало Т.П. и Писаренко Н.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности", в чем им было отказано решением департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации в форме письменного сообщения от 19 января 2017 г. N 21.01-21/37674.
В обоснование оспариваемого решения указано, что, в результате перераспределения земельный участок площадью " ... " кв.м. расположен в границах "красных линий" " ... ", вошедших в проект планировки территории Лазаревского района города-курорта Сочи, утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 16 сентября 2014 г. N 1879, что в соответствии с пунктом 31.11 административного регламента "Заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 24 сентября 2015 г. N 2753, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, а именно: расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Давая оценку оспариваемому решению органа местного самоуправления, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и применил нормы материального права.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса РФ основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Судом установлено, что по заказу Писаренко Н.С. ООО "Центр кадастра и инвентаризации" подготовлена схема расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенного по адресу: г. " Ф.И.О. "2, " ... ", ул. " Ф.И.О. "10, квартал " ... ", дом N " ... ".
Из схемы следует, что перераспределяемый земельный участок расположен территориально-планировочной зоне Ж-2 - зона застройки малоэтажными жилыми домами коттеджного и блокированного типа до 15 м. Площадь земельного участка, находящегося в собственности Гетало Т.П. и Писаренко Н.С. увеличивается в результате перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельного участка для индивидуального жилищного строительства и составит 742 кв.м.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от 10 июня 2016 г., в соответствии с генеральным планом городского округа г. Сочи, утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 14 июля 2009 г. N 89 (в редакции Городского Собрания Сочи от 20 марта 2012 г. N 21), земельный участок расположен в границах городской черты.
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ определяет основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым относится, в том числе: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В пункте 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержится перечень земель, земельные участки в составе которых не подлежат отчуждению.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) и земельные участки земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
При этом территории общего пользования, это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ)
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ красные линии отображаются в картах планируемого размещения объектов, картах границ населенных пунктов, картах функциональных зон поселения или городского округа, которые прилагаются к генпланам (пункты 3, 7 статьи 23); входят в состав основной части проекта планировки территории (пункт 3 статьи 42); отображаются в проекте межевания территории (пункт 5 статьи 43). Кроме того, при установлении территориальных зон Правил землепользования и застройки граница территориальной зоны может устанавливаться по красным линиям (пункт 2 статьи 34).
Расположение земельного участка относительно красных линий определяется проектами планировки территории.
Проект планировки территории в соответствии со статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ утверждается главой местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний, и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Соответственно, надлежащим доказательством нахождения земельного участка в пределах существующих земель общего пользования являются существующие красные линии, обозначающие границы таких земель в действующих на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, утвержденных главой городского округа и официально опубликованных документах планировки территории (проект планировки территории, проект межевания территории).
Из схемы расположения земельного участка и топографической съемки) видно, что испрашиваемый земельный участок не выходит за границы красных линий ул. Тормахова, находится в территориальной зоне Ж-2.
Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, территориальные зоны - зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. N 202 (в редакции от 10 декабря 2015 г.) утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи. Приложением к указанным правилам является карта градостроительного зонирования муниципального образования город-курорт Сочи в части границ территориальных зон.
По данным карты спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 - малоэтажная застройка жилыми домами коттеджного и блокированного типа до 15 метров. Одним из основных видов разрешенного использования, согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи для территориальной зоны Ж-2 является постоянное проживание: индивидуальное жилое строительство (пункт 11.1 части 3 Правил).
Таким образом, следует признать состоятельным вывод суда о том, что указанный земельный участок можно использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для территориальной зоны Ж-2 видом разрешенного использования.
На основании части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей, в проектах межевания территорий, в земельном и градостроительном кадастрах.
Приложение 2 к "Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использование и охраной земель в городских и сельских поселениях, утвержденной Приказом Госстроя от 2 августа 1999 г. N 18 установлено, что при проверке соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства к использованию и охране земель в поселениях изучаются и используются документы о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости; материалы выноса в натуру (на местность) красных линий и других линий регулирования застройки, высотных отметок, осей зданий, строений и сооружений, трасс инженерных коммуникаций; документы об установлении границ земельных участков на местности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с Главой 12 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования города-курорта Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. N 202 предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства, составляют от 400 до 1000 кв.м.
Из разработанной схемы расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории следует, что общая площадь земельного участка составляет 742 кв.м., а перераспределяемая 302 кв.м. Таким образом, нарушения предельных норм выделения земельных участков, установленных на территории г. Сочи, не имеется.
В силу пункта 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ.
Согласно пункту 3 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьи 11.9 указанного кодекса требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
При этом, как правомерно установилсуд, нарушений разработки схемы расположения земельного участка, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ допущено не было. Испрашиваемый административным истцом земельный участок не входит в перечень земель, изъятых из гражданского оборота (статья 27 Земельного кодекса РФ), нарушения предельных норм выделения земельных участков, установленных на территории г. Сочи не имеется.
На основании подпункта "б" пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административных истцов о незаконности решения административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав истцов установлен судом первой инстанции.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 17 мая 2017 г. приведенным требованиям отвечает в полной мере. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В связи с чем, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Гетало Т.П. и Писаренко Н.С. следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 17 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи на основании доверенности Байрозян О.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.