Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С. А., Курохтина Ю.А.,
при секретаре: Кулешовой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Антоновой Ирины Александровны к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным отказа и возложении обязанности согласовать предоставление земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка,
по апелляционной жалобе временно исполняющего обязанности главы администрации Тамбовского района Тамбовской области Елены Геннадьевны Щербаковой на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 13 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
установила:
Антонова И.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование требований административный истец Антонова И.А. указала, что 10 марта 2017 года она направила в администрацию Тамбовского района Тамбовской области заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. К данному заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала ***. 14 марта 2017 года данное заявление было получено администрацией Тамбовского района Тамбовской области.
12 апреля 2017 года администрация Тамбовского района Тамбовской области отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании ст. 7.1 Закона Тамбовской области "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области", а также ввиду отсутствия адреса участка в заявлении. Анализируя положения ст.ст. 39.3, 39.5, 39.6, 39.15, 39.16 ЗК РФ, считает отказ администрации незаконным. Также указала, что в заявлении, поданном в администрацию, она указала льготную категорию, а также приложила документ, подтверждающий данный факт. Ссылка администрации на отсутствие адреса участка в заявлении не является основанием для отказа в предварительном согласовании земельного участка, исходя из положений ч.3 п.9 ст. 39.15 ЗК РФ. В нарушение положений п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ администрация не указала все основания отказа.
Просила суд признать решение администрации Тамбовского района Тамбовской области от 12.04.2017 года N 6/3218 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на плане территории площадью *** кв.м., расположенного: ***, находящегося в кадастровом квартале ***, между ***, сзади домовладений по ***, и ***, незаконным, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, согласовать предоставление земельного участка, и утвердить схему расположения земельного участка.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 13 июня 2017 года административный иск Антоновой И.А. удовлетворен частично. Отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области от 12.04.2017 N6/3218 по заявлению Антоновой И.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка признан незаконным. На администрацию Тамбовского района Тамбовской области возложена обязанность рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в порядке предусмотренным административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование или отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Тамбовского района Тамбовской области", утвержденным постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области N106 от 03.02.2016 го по заявлению Антоновой И.А. от 10.03.2017 года и прилагаемых к нему документов.
В остальной части административного иска Антоновой И.А. отказано.
В апелляционной жалобе временно исполняющая обязанности главы администрации Тамбовского района Тамбовской области Щербакова Е.Г. просит отменить названное решение районного суда в части признания незаконным обжалуемого отказа административного органа и возложении обязанности рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения. Ссылаясь на положения Земельного Кодекса РФ, считает, что административный истец при подаче заявления не представил согласия либо отказа собственников смежных земельных участков на согласование ими границ испрашиваемого земельного участка. Также считает, что положениями ст. 7 Закона Тамбовской области N 316-3 "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" от 01.12.2007 года предусмотрено формирование земельных участков, находящихся в государственной собственности Тамбовской области в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, в целях предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества осуществляется органом исполнительной власти Тамбовской области в сфере имущественных отношений.
Администрация Тамбовской области передает сформированные земельные участки, находящиеся в государственной собственности Тамбовской области, безвозмездно в муниципальную собственность в целях предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков.
Формирование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях предоставления гражданам бесплатно в собственность, осуществляется органами местного самоуправления.
Пунктом 14 областного закона предусмотрено предоставление гражданину бесплатно в собственность земельного участка осуществляется после формирования перечня земельных участков в порядке очередности, исходя из времени подачи гражданином заявления.
Таким образом, полагает, что наличие права на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.
Исходя из буквального толкования ответа администрации Тамбовского района Тамбовской области от 12.04.2017 г. административному истцу разъяснен порядок предоставления земельных участков льготной категории со ссылкой на требования норм действующего законодательства, согласно которому предоставление гражданам земельных участков осуществляется в порядке очередности, исходя из времени подачи документов.
Администрация Тамбовского района Тамбовской области считает выводы районного суда не основанными на нормах действующего законодательства.
Получение в собственность бесплатно земельных участков проживающими на территории Тамбовской области льготной категории граждан является льготой, установленной для данной категории лиц законом субъекта.
Антонова И.А. администрацией Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области была поставлена на учет и на дату рассмотрения заявления номер очереди 39 (ранее номер очереди был 75).
Таким образом, органом местного самоуправления совершаются действия, направленные на реализацию прав льготных категорий граждан на получение бесплатно в собственность земельных участков.
При этом требование Антоновой И.А. об обязанности согласовать и предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок, без соблюдения утверждённого органом местного самоуправления порядка предоставления земель льготным категориям граждан, не основано на законе.
Кроме того указывает, административный истец не представил в материалы дела доказательства о нарушении его прав, охраняемых законом интересов, а также не указал какому нормативному правовому акту, обладающим большой юридической силой, не соответствует обжалуемое решение административного органа.
Так же автор жалобы считает, что при вынесении решения судом нарушены нормы процессуального права, установленные статьёй 178 КАС РФ, согласно которой суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В возражениях на апелляционную жалобу Антонова И.А. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель административного ответчика администрации Тамбовской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав административного истца Антонову И.А., обсудив доводы жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.227 КАС РФ для удовлетворения требований административного истца по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суду необходимо установить два существенных обстоятельства. Это незаконность оспариваемых действий и то, что эти действия нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом первой инстанции установлено, что согласно постановлению администрации Тамбовского района Тамбовской области N 106 от 03.02.2016 г. утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование или отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Тамбовского района Тамбовской области", пункт 2.12 которого содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги (л.д.124 оборот - 125 оборот).
Однако, как видно из ответа заместителя главы администрации Тамбовского района (л.д.11) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка от 12.04.2017 г. N 6/3218, какая-либо ссылка на указанный Регламент отсутствует.
Поэтому довод апелляционной жалобы о том, что отказ в предоставлении муниципальной услуги не нарушает законных прав заявительницы, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области в утверждении схемы расположения земельного участка и обязал администрацию рассмотреть вопрос в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, разрешая административный иск, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал верную правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
В апелляционной жалобе администрации Тамбовского района не приведены доводы, указывающие на то, что суд первой инстанции не исследовал какие-либо доказательства, имеющиеся в деле, и не дал им оценки, что могло бы повлиять на судьбу решения суда. По существу жалоба сводится к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции, однако оснований для такой переоценки не приведено, а приведенные нельзя отнести к тем основаниям, которые в соответствии с КАС РФ могли бы быть таковыми.
На основании изложенного и руководствуясь ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция
определила:
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 13 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу временно исполняющего обязанности главы администрации Тамбовского района Тамбовской области Елены Геннадьевны Щербаковой - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.