Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста - эксперта миграционного пункта ОП по Красноармейскому району МО МВД России "Цивильский" Ивановой Е.В. на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 31 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кошкина Алексея Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного специалиста - эксперта МП ОП по Красноармейскому району МО МВД России "Цивильский" Ивановой Е.В. от 7 июля 2017 года N 18880021170093110292 Кошкин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, по тем основаниям, что он, являясь собственником жилого помещения по адресу: "адрес" предоставил указанное жилое помещение ФИО и допустил его проживание без регистрации по месту жительства свыше установленного законом срока.
Правонарушение выявлено 7 июля 2017 года при оказании государственных услуг по адресу: "адрес"
Данное постановление обжаловано Кошкиным А.А. в Красноармейский районный суд Чувашской Республики, решением которого от 31 июля 2017 года постановление главного специалиста - эксперта миграционного пункта ОП по Красноармейскому району МО МВД России "Цивильский" от 7 июля 2017 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 9 части1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении Кошкина А.А. к административной ответственности, подало жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об отмене решения судьи по мотивам его незаконности.
Проверив дело, изучив доводы жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 6 названного закона гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 этого же закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Согласно пункту 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительство обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление, установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Исходя из содержания пунктов 5, 6, 18, 28 Правил, а также приложения 3 к административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от 11 сентября 2012 года N 288, заявление о регистрации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации по месту жительства подается его законным представителем.
Таким образом, в семидневный срок со дня прибытия к месту жительства регистрации подлежат все граждане Российской Федерации вне зависимости от их возраста.
Нарушение требований Правил влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8 Правил).
Пункт 35 Правил устанавливает, что в случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по установленной форме.
Согласно части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания приведенных норм следует, что часть 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ содержит два состава административных правонарушений, при этом самостоятельными субъектами правонарушения являются:
1) граждане Российской Федерации;
2) наниматели, собственники жилого помещения (физические лица);
3) юридические лица.
Для каждого из приведенных субъектов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, установлены различные размеры административного штрафа, при этом основания для освобождения от административной ответственности в примечании к статье 19.15.1 КоАП РФ установлены лишь в отношении гражданина Российской Федерации и не могут быть применены к нанимателю, собственнику жилого помещения, которые являются самостоятельными субъектами административной ответственности.
Статьей 19.15.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Субъекты данных правонарушений разделены на граждан Российской Федерации и собственников (нанимателей) жилых помещений, при этом для каждого из указанного субъекта в примечании к статье 19.15.2 КоАП РФ, в отличие от примечания к статье 19.15.1 КоАП РФ, предусмотрены самостоятельные основания для освобождения к административной ответственности.
Действующим законодательством установлен различный объем прав для гражданина Российской Федерации, прибывающего к месту жительства (прибывающая сторона), и нанимателя (собственника) жилого помещения, предоставляющего гражданину Российской Федерации жилое помещение для проживания (принимающая сторона).
Прибывающая для проживания в жилом помещение сторона находится в зависимом положении от принимающей стороны, которая самостоятельна в вопросах вселении и возможности проживания в жилом помещении прибывающей стороны. При этом Правилами для каждой их сторон предусмотрены разные обязанности, направленные на обеспечение требований об обязательности регистрации в органах регистрационного учета каждого гражданина по месту жительства (пребывания).
Гражданин Российской Федерации (прибывающая сторона) лишен возможности зарегистрироваться в жилом помещении без согласия нанимателя (собственника) жилого помещения, о чем свидетельствует необходимость представления документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, а также наличие письменного согласия принимающей стороны о вселении в жилое помещение гражданина Российской Федерации в заявлениях о регистрации по месту жительства (пребыванию); формы которых установлены административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288.
В случае, когда вселение в жилое помещение и проживание в нем прибывающей стороны происходит без волеизъявления нанимателя (собственника), например по судебному решению или малолетний, при этом прибывший гражданин Российской Федерации не исполняет обязанность по регистрации по месту жительства (пребывания), собственник (наниматель) имеет возможность исполнения возложенных на него статей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом путем уведомления соответствующих органов в порядке, предусмотренном пунктом 35 Правил.
Постановлением главного специалиста - эксперта МП ОП по Красноармейскому району МО МВД России "Цивильский" Кошкин А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ как собственник жилого помещения, допустивший проживание в этом жилом помещении гражданина Российской Федерации без регистрации по месту жительства свыше установленного законом срока.
Отменяя вышеуказанное постановление должностного лица, судья пришел к выводу о наличии оснований для освобождения Кошкина А.А. от административной ответственности в соответствии с абзацем 6 примечания к статье 19.15.1 КоАП РФ, поскольку несовершеннолетний ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, проживавший без регистрации в принадлежащем Кошкину А.А. доме, приходится ему "данные изъяты"
Однако с данными выводами судьи согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном и расширительном толковании норм КоАП РФ.
Примечанием к статьей 19.15.1 КоАП РФ установлено, что граждане Российской Федерации в определенных случаях освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей.
Согласно абзацу 6 указанного примечания граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.15.1 КоАП РФ, в случае, если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.
Исходя из взаимосвязанных положений Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил от 17 июля 1995 года N 713, административного регламента от 11 сентября 2012 года N 288, содержания статей 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ и примечаний к указанным статьям, выделяющих гражданина Российской Федерации и нанимателя (собственника) жилого помещения в качестве самостоятельных субъектов административных правонарушений, а также учитывая существенно отличающийся объем прав и характер возложенных на нанимателя (собственника) жилого помещения и проживающих в нем лиц обязанностей, прихожу к выводу, что примечание к статье 19.15.1 КоАП РФ предусматривает освобождение от административной ответственности за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации, лишь в случае, когда правонарушение совершено специальным оговоренным законодателем субъектом - гражданином Российской Федерации, который по отношению к нанимателю (собственнику) жилого помещения выступает прибывающей стороной.
Однако указанное примечание не распространяет свое действие на случаи, когда правонарушение в виде допущения проживания гражданина Российской Федерации по месту жительства в жилом помещении без регистрации совершено физическим лицом, которое является нанимателем (собственником) жилого помещения и имеет гражданство Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации и наниматель (собственник) жилого помещения, являющийся физическим лицом и имеющий гражданство Российской Федерации, для целей статьи 19.15.1 КоАП РФ и примечания к ней не являются тождественными понятиями, каждый из указанных лиц является самостоятельным субъектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.15.1 КоАП, поэтому наличие между указанными лицами близких родственных связей не влечет освобождение нанимателя (собственника) от административной ответственности, несмотря на наличие у него гражданства Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 31 июля 2017 года основано на неправильном расширительном толковании абзаца 6 примечания к статье 19.15.1 КоАП РФ и необоснованном распространении его действия в отношении физического лица, являющегося нанимателем (собственником) жилого помещения и имеющего гражданство Российской Федерации, допустившего проживание гражданина Российской Федерации в жилом помещении без регистрации свыше установленного законом срока.
При указанных обстоятельствах решение судьи не может быть признано законным и подлежит отмене ввиду допущенных существенных процессуальных нарушений, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что в настоящее время двухмесячный срок давности привлечения собственника Кошкина А.А., исчисляемый в порядке, установленном статьей 4.8 КоАП РФ, не истек, дело подлежит возврату на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 31 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кошкина Алексея Александровича отменить, дело возвратить в Красноармейский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.