Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Шумилов А.А., рассмотрев жалобу Ермаковой Надежды Ивановны на постановление мирового судьи судебного участка N 9 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 апреля 2016 г. и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела по охране труда Государственной инспекции труда по Чувашской Республике - главного государственного инспектора труда Чувашской Республики Ермаковой Н.И.,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 апреля 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июня 2016 г., начальник отдела по охране труда Государственной инспекции труда по Чувашской Республике - главный государственный инспектор труда Чувашской Республики Ермакова Н.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе Ермаковой Н.И., поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, ставится вопрос об отмене состоявшихся в отношении нее судебных актов, как незаконных.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в нарушении сроков проведения проверки.
В силу статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, в них указываются дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки.
Согласно пункту 10 статьи 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать сроки проведения проверки, установленные данным Федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно сводному плану проверок субъектов предпринимательства на 2016 год, размещенному на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет, в отношении ООО "М." Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике предусмотрено проведение плановой выездной проверки, определено начало проведение проверки - январь 2016 года.
Вместе с тем начальником отдела по охране труда Государственной инспекции труда по Чувашской Республике - главным государственным инспекторов труда Чувашской Республики Ермаковой Н.И. плановая выездная проверка в отношении ООО "ФИО5" проведена в течение одного рабочего дня 4 февраля 2016 г., о чем 11 февраля 2016 г. был составлен акт проверки и выдано предписание.
Изложенные обстоятельства явились основанием для привлечения Ермаковой Н.И. как должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению мирового судьи, с которым согласился судья районного суда, несоблюдение должностным лицом даты начала проверки свидетельствует о наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Такой вывод является преждевременным.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 указанного Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Эти требования процессуального закона в полной мере не были выполнены мировым судьей и судьей районного суда при рассмотрении дела.
Так, при рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда не были учтены положения части 1 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, предусматривающие, что срок проведения выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
Согласно сводному плану проверок субъектов предпринимательства на 2016 год в отношении ООО "ФИО6" Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике предусмотрено проведение плановой выездной проверки, при этом данный план содержал месяц начала проверки - январь и срок - 15 рабочих дней.
Распоряжением врио руководителя государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Чувашской Республики от 26 января 2016 г. определено к проведению выездной проверки в отношении ООО "ФИО7" приступить с 29 января 2016 г., проверку окончить не позднее 18 февраля 2016 г.
Как указывалось выше, начальником отдела по охране труда Государственной инспекции труда по Чувашской Республике - главным государственным инспекторов труда Чувашской Республики Ермаковой Н.И. плановая выездная проверка в отношении ООО "ФИО8" проведена в течение одного рабочего дня 4 февраля 2016 г.
Однако этим обстоятельствам применительно к положениям части 1 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ мировым судьей и судьей районного суда надлежащая оценка не была дана.
При таких обстоятельствах требование о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом мировым судьей и судьей районного суда не было выполнено, что является существенным нарушением процессуальных требований.
В силу положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из смысла указанных выше правовых норм, вопрос о возобновлении производства по делу и установлении виновности лица в совершении административного правонарушения после истечения сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год и на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики жалобы Ермаковой Н.И., этот срок истек.
Соответственно данное дело не может быть направлено на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 9 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 апреля 2016 г. и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела по охране труда Государственной инспекции труда по Чувашской Республике - главного государственного инспектора труда Чувашской Республики Ермаковой Н.И., подлежат отмене, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 9 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 апреля 2016 г. и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела по охране труда Государственной инспекции труда по Чувашской Республике - главного государственного инспектора труда Чувашской Республики Ермаковой Надежды Ивановны, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Заместитель председателя Верховного Суда
Чувашской Республики А.А. Шумилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.