Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
при секретаре Кадилине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Захаренко Владимира Васильевича на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 20 апреля 2017 года, которым ему отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения истца Захаренко В.В. и его представителя Седлецкого С.В., представителя ответчика ГУ МЧС России по Смоленской области - Гревцова В.В., судебная коллегия
установила:
Захаренко В.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Смоленской области о взыскании невыплаченных при увольнении денежных средств, возмещении убытков и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований Захаренко В.В. указал, что в период с 2006 года по 20 ноября 2016 года проходил службу по контракту в "данные изъяты" в должности федеральной государственной гражданской службы РФ - "данные изъяты". При увольнении ответчиком произведены соответствующие выплаты, однако с расчетом данных выплат он не согласен. Так, при расчете выходного пособия при увольнении ответчиком в расчет денежной компенсации не были включены премиальные выплаты по итогам 2015 года, премия за выполнение сложных заданий в течение 2015-2016 годов, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за 2016 год, ежемесячная поощрительная выплата федеральным государственным служащим территориальных органов МЧС России за своевременное и качественное выполнение поставленных задач в 2016 году.
Ответчиком неверно рассчитана денежная компенсация за очередной отпуск в 2016 году за период с 25 апреля по 11 мая и с 26 октября по 10 ноября 2016 года. Кроме того ему не выплачена премия по итогам 2016 года, которая выплачена остальным служащим, пропорционально отработанному им времени в 2016 году. Также ответчиком ему не возмещены денежные средства, которые он потратил из личных денежных средств на ремонт служебного монитора в размере 4 600 рублей.
В уточненном истцом заявлении Захаренко В.В. просил взыскать в его пользу недоплаченную сумму денежной компенсации при увольнении в размере 99 288 рублей и штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ с 16 ноября 2016 года по дату выплаты денежных средств, доплату денежного содержания за ежегодный отпуск за апрель 2016 года в сумме 6 403 рубля 24 копейки и штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ с 25 апреля 2016 года по дату выплаты денежных средств; доплату денежного содержания за ежегодный отпуск за октябрь 2016 года в сумме 9 006 рублей 89 копеек и штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ с 26 октября 2016 года; штраф за несвоевременную выплату материальной помощи 50 525 рублей 55 копеек; годовую премию по итогам 2016 года пропорционально отработанному времени с 01 января по 20 ноября 2016 года в размере не менее, чем предусмотрена такая выплата лицам, замещающим равнозначную должность и получившим эту премию согласно приказам Главного управления МЧС России по Смоленской области от 14 декабря 2016 года NN в сумме 57 870 рублей и от 20 декабря 2016 года в сумме 23 000 рублей. Истец также просил взыскать с Главного управления МЧС России по Смоленской области в его пользу 4 600 рублей в возмещение стоимости ремонтных работ, оплаченных им с целью производства ремонта компьютерной техники (монитора), а также взыскать денежную компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Истец Захаренко В.В. и его представитель Седлецкий С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Смоленской области Гревцов В.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что к возникшим правоотношениям применяется специальный закон, в соответствии с нормами которого был произведен расчет выплат сумм денежного довольствия истцу, к требованиям о взыскании денежной компенсации за ремонт монитора в размере 4 600 рублей представитель ответчика просил применить последствия пропуска трехмесячного срока обращения в суд, а также указал на их необоснованность по существу (л.д.65-79; 114-121).
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 20.04.2017 г. в удовлетворении иска Захаренко В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Захаренко В.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность принятого решения, исходя из доводов жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае расторжения служебного контракта в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
В соответствии с ч.ч. 2, 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее по тексту Правила).
В пункте 2 Правил указано, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью
государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного
оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чине"* гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных вьшлат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно пункту 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случае сокращения должности федеральной государственной гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выпат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
Из материалов дела следует, что Захаренко В.В. с 01 августа 2006 года проходил государственную гражданскую службу Российской Федерации в "данные изъяты" в должности "данные изъяты".
На основании приказа начальника "данные изъяты" от 15 ноября 2016 года N N Захаренко В.В. освобожден от замещаемой должности в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 20 ноября 2016 года; указанным приказом поручено выплатить Захаренко В.В. премию за выполнение особо важных и сложных заданий за ноябрь 2016 года в размере 16,6 % от оклада денежного содержания пропорционально отработанному времени, премию за своевременное и качественное выполнение поставленных задач за ноябрь 2016 года в размере 6 376 рублей 19 копеек и компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания (л.д. 12).
Поощрительная выплата гражданским служащим за своевременное, качественное выполнение и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач не подлежит включению в расчет денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" начиная с 01 января 2007 года исчисление средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и формируемых за счет средств федерального бюджета фондов оплаты труда работников этих органов и Министерства, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований осуществляется исходя из численности лиц рядового и начальствующего состава, работников и гражданского персонала, в соответствии с которой определены расходы федерального бюджета на 2007 год на денежное довольствие и оплату труда, с учетом принятых решений об увеличении этой численности в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Указа.
При сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 г. в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы.
В силу пункта 6 Указа средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа.
Пунктом 7 Указа руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Согласно пункту 8 Указа при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом выплата предусмотренной законодательством Российской Федерации при увольнении компенсации (выходного пособия, единовременной выплаты) осуществляется лицам рядового и начальствующего состава Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава и фондов оплаты труда работников и гражданского персонала соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской
службе - в размере трех должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской
службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со
сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных
окладов;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов
денежного содержания;
6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для
федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента
Российской Федерации;
7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска
и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:
1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);
2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого
устанавливается Президентом Российской Федерации;
3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Разрешая настоящий спор, исходя из системного толкования приведенных выше правовых норм, суд пришел к правильному выводу, что поощрительная выплата государственным гражданским служащим за своевременное, качественное выполнение и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач, как выплата, осуществляемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", не входит в состав денежного содержания, поскольку не является гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета, высвободившихся в результате сокращения численности работников.
При этом выплаты при сокращении осуществляются в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование в виде премии носит необязательный характер, выплачивается по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, и премирование бывших работников после их увольнения законодательством не предусмотрено, предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований о взыскании истцу премии по итогам 2016 года удовлетворению не подлежит.
Также суд верно отметил, что премии, выплачиваемые истцу ежемесячно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", не подлежат включению в расчет денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением государственной гражданской должности.
Согласно п. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ
"0 государственной гражданской службе Российской Федерации" к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Пунктом 10 статьи 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства РФ от 6.09.2007 года N 562, предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
Таким образом, вышеприведенные дополнительные выплаты учитываются в составе денежного содержания государственного гражданского служащего с учетом приведенного порядка исчисления.
В связи с указанным, доводы истца о том, что спорные денежные выплаты подлежат включению в состав денежного довольствия, исходя из которого должна быть исчислена его сумма денежной компенсации в полном объеме (без учета долевого соотношения), основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Денежное вознаграждение и премии по итогам работы за год и ежегодная материальная помощь включаются в месячное довольствие в размере 1/12 выплачиваемой суммы, то есть определяются как одна двенадцатая объема годовых выплат, включающих в себя премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, суммы материальной помощи.
Кроме того, предложенная истцом методика расчета не основана на положениях действующего законодательства, в том числе Постановления Правительства РФ от 6 сентября 2007 года N 562.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование истца Захаренко В.В. о перерасчете оплаты ежегодного отпуска за апрель- май 2016 года и октябрь - ноябрь 2016 года удовлетворению также не подлежит.
Разрешая требование истца о взыскании расходов, понесенных им в связи с ремонтом компьютерного монитора, суд, с учетом положений ст.15, 1064 ГК РФ, пришел к обоснованному выводу о их необоснованности.
Согласно ч.1 ст. 235 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Истец в обоснование заявленного требования указал, что произвел расходы на выполнение работ по ремонту компьютерной техники (монитора) в сумме 4 600 рублей во исполнение приказа Главного управления МЧС России по Смоленской области от 09 сентября 2016 года NN, согласно которому на него была возложена обязанность произвести ремонтные работы вышедших из строя монитора и клавиатуры.
Как следует из приказа Главного управления МЧС России по Смоленской области от 09 сентября 2016 года NN, Захаренко В.В. было дано письменное поручение (задание) произвести ремонтные работы вышедших из строя монитора и клавиатуры (л.д.21).
Между тем, названный приказ не содержит служебного задания, определяющего предписание на получение непосредственно Захаренко В.В. платных услуг по выполнению ремонтных работ, которым могло было быть обусловлено несение им денежных затрат. Равно названный приказ не предусматривает возможность выплаты Захаренко В.В. вознаграждения в связи с этими затратами, а также согласование условий вознаграждения.
Таким образом, в названном приказе указание Захаренко В.В. на производство ремонтных работ не было поставлено в зависимость от вступления им в договорные отношения со сторонними организациями по возмездному оказанию услуг и оплаты им этих услуг.
С учетом изложенного, ответчик Главное управление МЧС России по Смоленской области не несет материальной ответственности за способ реализации служебного задания, избранного самим истцом Захаренко В.В.
При установленных судом первой инстанции обстоятельствах, сделан верный вывод, что исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении основных требований Захаренко В.В. отказано, действиями Главного управления МЧС России по Смоленской области его права нарушены не были, заявленное им требование о компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежит.
По сути, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 20 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Захаренко Владимира Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.