Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Минаева Е. В.,
судей Турлаева В. Н., Меньшова С. В.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Пятигорска, поданной представителем Григоряном А. С.,
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 08 июня 2017 года
по исковому заявлению заместителя прокурора г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, муниципальному учреждению "Управление образования администрации города Пятигорска", муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 20 "Красная шапочка" о возложении обязанности организовать прохождение медицинского освидетельствования,
заслушав доклад судьи Турлаева В. Н.,
установила:
Заместитель прокурора г. Пятигорска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе разрешения спора, к администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, муниципальному учреждению "Управление образования администрации города Пятигорска", муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 20 "Красная шапочка":
- об обязании МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать прохождение всеми работниками образовательной организации обязательного психиатрического освидетельствования в соответствии с требованиями Порядка прохождения обязательно психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работами в условиях повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695;
- об обязании администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" при недостаточности средств у образовательной организации обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка".
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой
г. Пятигорска проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и законодательства об образовании в части прохождения работниками муниципальных образовательных организаций обязательных психиатрических освидетельствований работников, по результатам которой в деятельности МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка" выявлены нарушения требований Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 1385-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством РФ и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений. Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 28.04.1993
N 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работами в условиях повышенной опасности, определен Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695, где п. п. 3, 6 предусмотрено, что освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем. Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем. Согласно указанному Перечню, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для работников учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных, детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Однако в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм закона, 63 сотрудника МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка" психиатрическое освидетельствование в установленном законом порядке не прошли, что недопустимо, поскольку это не обеспечивает полную безопасность детей, пребывающих в учреждении. Уставом МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка" определено, что учредителем является муниципальное образование город-курорт Пятигорск. Таким образом, возмещение затрат на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, возлагаются на учредителя такого учреждения, то есть на администрацию г. Пятигорска. Функции и полномочия учредителя в части полномочий, определенных действующим законодательством, осуществляет МУ "Управление образования администрации города Пятигорска". В ходе проверки установлено, что обязанность по прохождению обязательного психиатрического освидетельствования не исполнена ввиду отсутствия денежных средств.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 08 июня 2017 года исковые требования заместителя прокурора г. Пятигорска, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Пятигорска Григорян А. С. просит постановленное по делу решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что настоящий иск подлежал рассмотрению не в соответствии со ст. 25 ГПК РФ, утратившей силу, а в соответствии с КАС РФ. Кроме того, прокурор г. Пятигорска, по его мнению, избрал неверный способ прокурорского реагирования, поскольку до обращения в суд не вынес представление с указанием выявленных в результате проведенной проверки нарушений и не предоставил срок для их устранения. Считает неправомерным заявленное в иске требование о возложении обязанности по финансированию прохождения психиатрического освидетельствования сотрудниками МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка" на администрацию г. Пятигорска и МУ "Управление образования администрации г. Пятигорска". По его мнению, такие расходы должно нести само МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка", а в случае отсутствия для этого возможности обратиться за дополнительным финансированием к МУ "Управление образования администрации г. Пятигорска", а он, в свою очередь, к администрации г. Пятигорска. Разрешая спор, суд первой инстанции не учел, что бюджет г. Пятигорска на 2017 года и плановый на 2018-2019 годы утвержден с максимально возможным в рамках бюджетного законодательства дефицитом и что размер муниципального долга г. Пятигорска находится на предельно допустимом уровне. Считает, что обращением в суд с настоящим иском прокурор г. Пятигорска фактически вмешивается в деятельность учреждения и органа местного самоуправления, создавая препятствия для осуществления ими своих полномочий, установленных федеральными законами.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г. Пятигорска Попова И. А. считает приведенные в ней доводы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, просит постановленное по делу решение суда первой инстанции оставить без изменений, как законное и обоснованное.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились: истец - прокурор г. Пятигорска и представители ответчиков - администрации г. Пятигорска, МУ "Управление образования администрации г. Пятигорска" и МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка", которые о дате, времени и месте слушания дела извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения не нашла.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Пятигорска проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и законодательства об образовании в части прохождения работниками муниципальных образовательных организаций обязательных психиатрических освидетельствований работников, по результатам которой в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 20 "Красная шапочка" выявлены нарушения требований Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", выразившиеся в том, что 63 сотрудника названного учреждения не прошли в установленном законом порядке психиатрическое освидетельствование.
Выявив указанные нарушения, прокурор г. Пятигорска обратился в суд с данным исковым заявлением, предъявленным в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.
Судом первой инстанции установлено, что заведующей МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка" в адрес МУ "Управление образования администрации г. Пятигорска" неоднократно направлялись служебные записки с просьбой решить вопрос о финансировании прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками учреждения.
Согласно пояснениям представителя ответчиков, данных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, обязанность по прохождению обязательного психиатрического освидетельствования не исполнена ввиду отсутствия денежных средств.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования прокурора г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, являются законными и обоснованными, что служит основанием для возложения обязанности на МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка" в течение месяца с момента вступления в силу решения суда организовать прохождение всеми работниками образовательной организации обязательного психиатрического освидетельствования, а при недостаточности средств у образовательной организации обязав администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка".
При этом суд исходил из того, что бездействия ответчиков нарушают действующее законодательство, ущемляют права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.
Судебная коллегия оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции не находит.
Так, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с абз. 13 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (абз. 7 ст. 213 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работников.
Пунктом 1 указанных Правил установлено, что они определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
В силу п. 3 Правил освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности
Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет (п. 5 Правил).
Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем (п. 6 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно таблице 2 Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" медицинским противопоказанием для осуществления деятельности работниками учебно-воспитательных учреждений; детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе, сезонных; детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ - интернатов, интернатов при школах; лечебно - профилактических учреждений, санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов - интернатов, непосредственно, связанных с организацией питания пациентов, тренерами, инструкторами по плаванию, работниками бассейнов и лечебных ванн, отпускающие процедуры, медицинским противопоказанием для осуществления деятельности данных категорий работников является заболевание эпилепсией и синкопальные состояния.
Анализ приведенных предписаний вышеуказанных Перечня и Порядка, утвержденных федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, позволяет привести вывод, что данные предписания направлены на выявление у работников, в том числе детских дошкольных учреждений, заболевания, препятствующие выполнению ими работы; обеспечивают охрану труда, а также жизнь и здоровье несовершеннолетних, обучающихся в данных учреждениях; предупреждают возникновение угрозы безопасности учащихся, поскольку к обучению, воспитанию, развитию несовершеннолетних могут допускаться лишь те лица, которые не представляют угрозы их жизни и здоровью.
Согласно ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Согласно Уставу МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка" учредителем данного учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город- курорт Пятигорск. Функции и полномочия учредителя осуществляет МУ "Управление образования администрации
г. Пятигорска" " (пункты 1.3, 1.4 Устава). Финансовое обеспечение МБДОУ детский сад N 20 "Красная шапочка" осуществляется за счет субсидии из бюджета города Пятигорска (п. 4.2 Устава).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, возмещение затрат на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников возлагаются на учредителя такого учреждения - администрацию г. Пятигорска. Функции и полномочия учредителя в части полномочий, определенных действующим законодательством, осуществляет МУ "Управление образования администрации города Пятигорска".
Исходя из правового анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, установив, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства детский сад не обеспечил прохождение всеми работниками образовательного учреждения обязательных периодических медицинских осмотров, чем поставил под угрозу безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования прокурора г. Пятигорска.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, полагает его соответствующим фактическим обстоятельства дела и положениям действующего законодательства.
К доводам апелляционной жалобы ответчика администрации
г. Пятигорска судебная коллегия относится критически, поскольку они не содержат законные основания для освобождения ответчика от возлагаемой ответственности.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену состоявшегося решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 08 июня 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу ответчика администрации г. Пятигорска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.