Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи: Дубинина А.И.
судей: Криволаповой Е.А ... Калоевой З.А.
при секретаре судебного заседания: Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сатвалова А.Г. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 14 июня 2017 по гражданскому делу по иску Сатвалова А.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу - курорту Пятигорску Ставропольского края о признании права на получение льготной пенсии, оспаривании решения пенсионного фонда и взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Сатвалов А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу - курорту Пятигорску Ставропольского края о признании права на получение льготной пенсии, оспаривании решения пенсионного фонда и взыскании судебных расходов.
В обоснование своих требований истец указал на то, что 13 апреля 2016 года он обратился в ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК с заявлением о назначении ему страховой пенсии по пп.20 4.1 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, приложив все необходимые документы. Решением ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК N 51 от 28.06.2016 года ему было отказано в назначении пенсии. ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК, пришли к выводу, что его стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по пп.20 ч. 1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ составляет 26 лет. В своем отказе ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК указывают, что не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп. 2 п.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ периоды работы:
с 30.01.2007 года по 22.04.2007 года в должности заведующего наркологическим отделением и с 23.04.2007 г. по 30.04.2007 года в должности врача-психиатра в санатории-профилактории МГГУ, т.к. по сведениям индивидуального персонифицированного учета, представленных в санаторием-профилакторием МГГУ, его деятельность не квалифицирована как лечебная и по представленной им трудовой книжки не усматривается, что его деятельность связана со специализациями, указанными в Списке N 781 от 29.10.2002 года, а также в период времени с 23.04.2007г. по 30.04.2007г. в должности заведующего наркологическим отделением нет сведений об осуществлении врачебной деятельности;
07.05.2007 г. по 10.07.2007 г., с 23.07.2007 г. по 17.02.2008 г., с 11.03.2008 г. по 5.12.2010 г., с 17.12.2010 г. по 24.02.2012 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в ООО Клиника доктора Воробьева, т.к. Список от 29.10.2002 г. N 781 применяются в отношении лечебной и иной работы об охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В связи с этим периоды работы медицинских работников, в организациях, имевших иную организационно-правовую форму отличную от учреждения, не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Кроме того, определенные периоды его трудовой деятельности учтены календарно, а не в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев, а именно:
периоды работы с 18.11.1991 г. по 01.08.1992 г. в должности медицинского брата в выездной реанимационной бригаде в городской больнице N 20, с 01.08.1995 г. по 31.12.1998 г. в должности врача анастезиолога-реаниматолога, т.к. постановлением N 1397 от 17.12.1959 года исчисление стажа лечебной деятельности в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев не предусмотрено, постановлением N 464 от 06.09.1991 г. предусмотрены отделения (группы) анестезиологии-реанимации, отделения (палаты) реанимации и интенсивной терапии;
период работы с 01.08.1994 г. по 31.07.1995 г. в должности врача-интерна по детской анестезиологии-реанимации в Минераловодском ТМО, т.к. должность врача-интерна выделена как самостоятельная должность и прямо не отнесена к числу врачей-специалистов;
с 01.08.1995 г. по 31.12.1998 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в Минераловодском ТМО, т.к. отделение анестезиологии-реанимации в Минераловодском ЦРБ не существовало.
С решением ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК он не согласен, считает, что у него имеется стаж работы, необходимый для назначение досрочной пенсии по пп.20 ч.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400- ФЗ.
Просит суд признать решение ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК N 51 от 28.06.2016 года об отказе ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 4.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ незаконным; признать за ним, Сатваловым А.Г., *** года рождения, право на включение в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ в льготном исчислении один год за год и шесть месяцев периодов работы: с 01.08.1994 г. по 31.07.1995 г. в должности врача-интерна по детской анестезиологии-реанимации в Минераловодском ТМО, с 01.08.1995г. по 31.12.1998 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в Минераловодском ТМО, с 07.05.2007 г. по 10.07.2007 г., с 23.07.2007 г. по 17.02.2008 г., с 11.03.2008 г. по 15.12.2010 г., с 17.12.2010 г. по 24.02.2012 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в ООО Клиника доктора Воробьева"; обязать ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК зачесть ему в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ в льготном исчислении один год за год и шесть месяцев периоды работы: с 01.08.1994 г. по 31.07.1995 г. в должности врача-интерна по детской анестезиологии-реанимации в Минераловодском ТМО, с 01.08.1995г. по 31.12.1998 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в Минераловодском ТМО, с 07.05.2007 г. по 10.07.2007 г., с 23.07.2007 г. по 17.02.2008 г., с 11.03.2008 г. по 15.12.2010 г., с 17.12.2010 г. по 24.02.2012 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в ООО Клиника доктора Воробьева"; признать за ним, Сатваловым А.Г., *** года рождения, право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пп. 20 ч.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ с 05.05.2016 года; обязать ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.2 п. 1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ с 05.05.2016 года; взыскать с ГУ-УПФ РФ по городу- курорту Пятигорску СК в его пользу судебные расходы в сумме 30000 рублей.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 14 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований Сатвалова А.Г. о признании решения ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК N 51 от 28.06.2016 года об отказе Сатвалову А.Г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 4.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ незаконным; признании за Сатваловым А.Г., *** года рождения, права на включение в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ в льготном исчислении один год за год и шесть месяцев периодов работы: с 01.08.1994 г. по 31.07.1995 г. в должности врача-интерна по детской анестезиологии-реанимации в Минераловодском ТМО, с 01.08.1995г. по 31.12.1998 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в Минераловодском ТМО, с 07.05.2007 г. по 10.07.2007 г., с 23.07.2007 г. по 17.02.2008 г., с 11.03.2008 г. по 15.12.2010 г., с 17.12.2010 г. по 24.02.2012 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в ООО Клиника доктора Воробьева"; обязании ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК зачесть Сатвалову А.Г. в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ в льготном исчислении один год за год и шесть месяцев периоды работы : с 01.08.1994 г. по 31.07.1995 г. в должности врача-интерна по детской анестезиологии-реанимации в Минераловодском ТМО, с 01.08.1995г. по 31.12.1998 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в Минераловодском ТМО, с 07.05.2007 г. по 10.07.2007 г., с 23.07.2007 г. по 17.02.2008 г., с 11.03.2008 г. по 15.12.2010 г., с 17.12.2010 г. по 24.02.2012 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в ООО Клиника доктора Воробьева"; признании за Сатваловым А.Г., *** года рождения, права на досрочную страховую пенсию в соответствии с пп. 20 ч.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ с 05.05.2016 года; обязании ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК назначить Сатвалову А.Г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.2 п. 1 ст.З0 Закона РФ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ с 05.05.2016 года; взыскании с ГУ-УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску СК в пользу Сатвалова А.Г. судебных расходов в сумме 30000 рублей - отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Сатвалов А.Г. обжаловал его, полагая, что оно является незаконным и необоснованным. Считает, что им представлено достаточных доказательств в обоснование своих требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика УПФР по городу-курорту Ставропольского края Лисин Н.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав Сатвалова А.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При разрешении исковых требований, суд первой инстанции правильно руководствовался пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно- правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее Постановление от 16.07.2014 N665) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по октябрь 1999 включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992;
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение, трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила от 11.07.2002 N 516);. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила от 29.10.2002 N 781). При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления применяются: положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992;
постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 включительно.
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 по 31 декабря 2001 включительно.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 N258н утвержден "Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Согласно пункту 2 Порядка от 31.03.2011 подтверждению подлежат периоды работ, в том числе и работы по лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Согласно пункту 4 Порядка от 31.03.2011 в случаях, когда необходимы данные о (характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых м - установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 5 Правил от 11.07.2002 N 516 периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Судом установлено, что дата регистрации Сатвалова А.Г. в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - 22.12.1997 г.
Суд первой инстанции не зачел в льготном исчислении периоды работы Сатвалова А.Г. с 18.11.1991 по 01.08.1992 в должности медицинского брата в выездной реанимационной бригаде в Городской больнице N 20, с 01.08.1995 по 31.12.1998 в должности врача - анестезиолога-реаниматолога в Минераловодском ТМО, а зачел указанные периоды календарно, поскольку Постановлением от 17.12.1959 N1397 исчисление стажа лечебной деятельности в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев не предусмотрено. Постановлением от 06.09.1991 N 464 предусмотрены отделения (группы) анестезиологии-реанимации, отделения (палаты) реанимации и интенсивной терапии.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку Перечнем от 22.09.1999 N 1066 в разделе "Наименование должностей" предусмотрены врачи анестезиологи-реаниматологи, медицинские сестры, в том числе старшие, медицинские сестры-анестезисты в анестезиолого-реанимационном отделении и реанимации и интенсивной терапии. Перечнем от 29.10.2002 N 781 в разделе "Наименование должностей" предусмотрены врачи анестезиологи-реаниматологи, медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры-анестезисты в анестезиолого-реанимационном отделении и т.д.
Кроме того, Сатваловым А.Г. не представлены доказательства и не следует из трудовой книжки, что Сатвалов А.Г. в период с 01 августа 1995 года по 31 декабря 1998 года работал врачом анестезиологом в отделении анестезиологии - реанимации больницы, а также не представлена в суд личная карта работника по форме Т-2. Из трудовой книжки нельзя определить срок его работы, а именно 31 декабря 1998 года, поскольку эта дата в трудовой книжке отсутствует ( л.д.34-39).
Более того, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции верно не засчитал в льготном исчислении период работы Сатвалова А.Г. с 01.08.1994 по 31.07.1995 в должности врача-интерна по детской анестезиологии-реанимации в Минераловодском ТМО, посчитав календарно, т.к. должность врача-интерна в Номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, выделена как самостоятельная должность, прямо не отнесена к числу врачей-специалистов. Врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, работает в соответствии с типовым планом подготовки врачей-интернов, разработанным руководителем врачей-интернов - заведующим отделением, при участии главного специалиста и преподавателя ВУЗа, ответственного за подготовку врачей-интернов по определенной специальности. По завершении подготовки в интернатуре сдает выпускной экзамен по специальности. Таким образом, врачи-интерны не выполняют функциональных обязанностей в полном объеме по должности врача- специалиста, а осуществляют лишь вспомогательные функции, ими осваиваются лишь отдельные манипуляции.
Суд первой инстанции верно посчитал, что периоды работы лиц, осуществлявших соответствующую деятельность в должности врача-интерна по определенной специализации могут быть включены в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 должность врача-интерна не предусмотрена Согласно разъяснениям, в пунктах 16, 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Должности врачей предусматривались Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999г. N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда здравоохранения". Приведенной номенклатурой отдельно предусмотрены должности врачей (врач-интерн и врач-стажер) и должности врачей-специалистов. Вместе с тем, должность врача-интерна не относилась к должностям врачей- специалистов и ранее в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 04 мая 1970 г. N 280 (с последующими изменениями).
В соответствии с разделом III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ N 869, врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, по завершении подготовки в интернатуре сдает выпускной экзамен по соответствующей специальности. Специальность по определенному разделу медицины врач-интерн получает только после окончания интернатуры, только после этого он может относиться к врачам- специалистам, о чем ему выдается соответствующий документ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно, пришел к выводу о том, что врач-интерн не является врачом-специалистом, поскольку период прохождения интернатуры - это период послевузовского профессионального образования и обязательной профессиональной подготовки. Специальность по определенному разделу медицины врач-интерн получает только после окончания интернатуры, только после этого он может относиться к врачам- специалистам, о чем ему выдается соответствующий документ. Следовательно, указанным выше Перечнем возможность исчисления специального медицинского стажа в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев для врачей- интернов не предусмотрена.
Более того, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции посчитал правомерным отказ ГУ-УПФР по г. Пятигорску о включении в стаж Сатвалову А.Г. следующих периодов и видов работ, а, именно: с 30.01.2007 по 22.04.2007 годы в должности заведующего наркологическим отделением, а также с 23.04.2007 по 30.04.2007 в должности врача психиатра-нарколога в Санатории-профилактории МГГУ, поскольку по сведениям индивидуального персонифицированного учета, представленным Санаторием-профилакторием МГГУ, деятельность Сатвалова А.Г. не квалифицирована как лечебная; Из представленной трудовой книжки не усматривается, что Санаторий-профилактории МГГУ является профильным и деятельность Сатвалова А.Г. в санатории связана со специализациями, указанными в Списке от 29.10.2002 N 781. В период с 30.01.2007 по 22.04.2007 в должности заведующего наркологическим отделением нет сведений об осуществлении врачебной деятельности.
с 07.05.2007 по 10.07.2007, с 23.07.2007 по 17.02.2008, с 11.03.2008 по 15.12.2010, с 17.12.2010 по 24.02.2012 в должности врача анестезиолога- реаниматолога в ООО Клиника доктора Воробьева, поскольку Список от 29.10.2002 N 781 применяется в отношении лечебной и иной работы об охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 07.05.2007 по 10.07.2007, с 23.07.2007 по 17.02.2008, с 11.03.2008 по 15.12.2010, с 17.12.2010 по 24.02.2012 в должности врача анестезиолога- реаниматолога в ООО Клиника доктора Воробьева, поскольку Список от 29.10.2002 N 781 применяется в отношении лечебной и иной работы об охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Судебная коллегия полагает, что периоды работы медицинских работников, в организациях, имевших иную организационно-правовую форму отличную от учреждения, не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как отмечалось ранее, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 указанного закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с разделом "Наименование должностей" названного списка право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований, работающим в учреждениях, перечисленных в указанном списке в разделе "Наименование учреждений".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Исходя из смысла указанных норм, судебная коллегия считает, что общества с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме являются коммерческими организациями, созданными для целей извлечения прибыли, и не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что стаж медицинской деятельности истца Сатвалова А.Г. по Списку и Правилам от 29.10.2002 N 781 составляет 26 лет, что не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал ему в удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 14 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.