Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего: Минаева Е.В.,
Судей краевого суда : Журавлевой О.В. и Берко А.В.
По докладу судьи Журавлевой О.В.,
При секретаре Тациевой А.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
По апелляционной жалобе администрации города Ессентуки Ставропольского края
На решение Ессентукского городского суда от 26 июня 2017 года
По иску Прокурора г.Ессентуки в защиту прав и законных интересов Бутакова В.А. к администрации города Ессентуки Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке
УСТАНОВИЛА:
Решением Ессентукского городского суда от 26 июня 2017 года иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации города -курорта Ессентуки Ставропольского края, выразившееся в непринятии действенных мер по предоставлению Бутакову В. А. жилого помещения. На ответчика возложена обязанность предоставить Бутакову В.А., страдающему тяжелой формой хронического заболевания, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в г. Ессентуки по договору социального найма с учетом его права на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе администрация города Ессентуки просит решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав прокурора Беланова В.В., Бутакову Т.В., действующую в интересах Бутакова В.А., поддержавших возражение и решение суда, признав возможным рассмотрение дела в отсутствии ответчика, надлежащим образом извещенного о дне слушания дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
П.1 пп1)неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
П.1.пп.4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" указывается, что решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Указанным выше требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Материалами дела установлено, что Бутаков В.А. является инвалидом П группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания " ... ", имеет право на дополнительную площадь. Заболевание входит в Перечень хронических заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади. При наличии указанных заболеваний признано невозможное совместное проживание граждан в одной квартире (л.д.6-8). Постановлением администрации г. Ессентуки N1139 от 15.07.2016г. Бутаков В.А. был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и включен в список инвалидов на получение жилья, поскольку проживает в г. Ессентуки, в доме по пер. ... , общей площадью 28,4 кв.м., где зарегистрировано 3 человека (л.д.9)
Суд удовлетворил иск прокурора, обратившегося в интересах Бутакова В.А., ссылаясь на нарушение ответчиком ст.ст.51,57 ЖК РФ и ст.17 ФЗ от 24.11. 1995г N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку Бутаков В.А. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья по договору социального найма. Отсутствие финансирования принятых до введения в действие норм ЖК РФ, связанных с внеочередным предоставлением жилых помещений по договорам социального найма, не может являться основанием для ограничения прав граждан, которым такое право предоставлено.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить и в иске отказать, утверждая, что незаконных бездействий в отношении Бутакова В.А. администрация не допускала, в связи с его заболеванием 15.07.2016г. администрация приняла его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включила его в список инвалидов, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. Однако Бутаков В.А. в органы местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим не обращался и решения такого не принималось. Кроме того, полагает, что предоставление жилья по договорам социального найма во внеочередном порядке Бутакову В.А. находится в компетенции иного органа- министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Иск заявлен ненадлежащему ответчику. Финансирования на обеспечение жилья вне очереди указанной категории граждан администрация города Ессентуки не имеет.
Доводы апелляционной жалобы в части несоблюдения порядка получения жилья во внеочередном порядке заслуживают внимание.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3). Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма- при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации ( ст.57 ЖК РФ)
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищном кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Ссылка ответчика на то, что обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением указанной категории граждан надлежит быть возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" основана на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно статье 2 Закона Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ставропольского края, нуждающимися в жилых помещениях, в том числе имеющим право на получение жилого помещения и вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 г. инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ.
Частью первой статьи 4 данного Закона предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в статье 2 Закона, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет в соответствии со статьей 3 Закона.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ и закон Ставропольского края N 72-кз не устанавливает.
В силу указанных обстоятельств, Бутаков В.А. подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным п.3 части 2 статьи 57 ЖК РФ с учетом положений статьи 49 ЖК РФ при установлении одновременно следующих существенных по делу обстоятельств:1). Наличие инвалидности в связи с заболеванием, входящего в Перечень хронических заболеваний, при которых совместное проживание в одной квартире невозможно ;2) Признание указанного лица малоимущим; 3)Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела не следует, что Бутаков В.А. обращался в администрацию г. Ессентуки о признании его малоимущим и такое решение было принято.
Наличие же двух остальных условий по предоставлению жилья по договору социального найма во внеочередном порядке является недостаточным для реализации права, предусмотренного федеральным законом. Аналогичным образом сложилась и судебная практика Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 14.06.2016г N60-КГ16-3;определение ВС РФ от 05.07.2016г N41-КГ16-22; определение ВС РФ от 30.05.2017г N19-КГ17-12 и др.)
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ессентукского городского суда от 26 июня 2017 года отменить. Постановить новое решение. В удовлетворении иска прокурору г. Ессентуки в интересах Бутакова В.А. о признании незаконным бездействия и возложении обязанности о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке- отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.