Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Дубинина А.И.
судей Шеховцовой Э.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 октября 2017 года
дело по апелляционной жалобе начальника Управления ПФР по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края Лисина Н.В.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 10 апреля 2017 года
по делу по иску Бежаевой Н.П. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Бежаева Н.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению ПФР по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения.
В обоснование требований указала, что решением Управления ПФР по городу-курорту Пятигорску N " ... " от 03.11.2016 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
При этом пенсионным органом исключены из подсчета специального стажа следующие периоды ее работы:
- с 27.08.1985 по 07.05.1986 в должности музыкального руководителя в Ясли- саде N" ... ", т.к. согласно п.5 Правил N781 от 29.10.2001 периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа;
- с 11.10.1986 по 11.11.1986 в должности старшей пионервожатой в СШ N" ... ", т.к. Списком от 29.10.2002 N 781 в разделе "Наименование должностей" должность старшая пионервожатая не предусмотрена;
- с 13.12.1988 по 02.04.1991 в должности музыкального руководителя в Ясли- саде N" ... ", т.к. согласно п.5 Правил N781 от 29.10.2001 периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа;
- с 15.09.1992 по 09.03.1994 в должности музыкального работника в кафе ТОО " ... ", т.к. Списком от 29.10.2002 N 781 в разделе "Наименование учреждений" товарищество с ограниченной ответственностью не предусмотрено;
- с 01.09.2007 по 31.01.2008 в должности педагога дополнительного образования на 0,5 ставки в " ... " т.к. Списком от 29.10.2002 N 781 в разделе "Наименование должностей" должность педагог дополнительного образования не предусмотрена;
- с 01.02.2008 по 11.03.2008 в должности социального педагога на 0,5 ставки в " ... ", т.к. Списком от 29.10.2002 N 781 в разделе "Наименование должностей" должность социальный педагог не предусмотрена.
Управление ПФР по городу-курорту Пятигорску пришло к выводу, что стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ (с учетом Постановления от 29.10.2002 N781) составляет 22 года 5 месяцев 20 дней, что не дает права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Полагает такой отказ незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Бежаева Н.П. просила признать за ней право на включение в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов: с 27.08.1985 по 07.05.1986 в должности музыкального руководителя в ясли-саде N " ... ", с 13.12.1988 по 02.04.1991 в должности музыкального руководителя в ясли-саде N " ... "; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 27.08.1985 по 07.05.1986 в должности музыкального руководителя в ясли-саде N " ... ", с 13.12.1988 по 02.04.1991 в должности музыкального руководителя и ясли-саде N " ... ", а также признать за ней право на назначение досрочной пенсии с даты наступления права, т.е. с 04.08.2016 (л.д. 4-13).
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 10 апреля 2017 года исковые требования Бежаевой Н.П. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края удовлетворены.
Признан незаконным отказ Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску N 80 от 03.11.2016 в назначении Бежаевой Н.П. досрочной страховой пенсии по старости.
За Бежаевой Н.П. признано право на включение в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов: с 27.08.1985 по 07.05.1986 в должности музыкального руководителя в ясли-саде N " ... "; 13.12.1988 по 02.04.1991 в должности музыкального руководителя и ясли-саде N " ... ".
На Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городу - курорту Пятигорску Ставропольского края возложена обязанность зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Бежаевой Н.П. периоды с 27.08.1985 по 07.05.1986 в должности музыкального руководителя в ясли-саде N " ... ", с 13.12.1988 по 02.04.1991 в должности музыкального руководителя в ясли-саде N " ... ".
За Бежаевой Н.П. признано право на назначение досрочной страховой пенсии согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты наступления права, т.е. с 04.08.2016 года.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску возложена обязанность назначить Бежаевой Н.П. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" - с 04.08.2016 года.
В апелляционной жалобе начальник Управления ПФР по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края Лисин Н.В. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку суд неправильно применил нормы материального права, дал ненадлежащую оценку обстоятельствам, имеющим значение для дела, и пришел к необоснованному выводу о наличии у истицы требуемого законом двадцатипятилетнего стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований истицы в полном объеме.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела.
От Бежаевой Н.П. и от заместителя начальника государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края Домашевой Н.Б. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Принимая во внимание, что участники судебного разбирательства надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие истца и представителя ответчика, по имеющимся в деле материалам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены вынесенного по делу решения по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
Принимая во внимание, что при рассмотрении данного дела суд первой инстанции допустил грубое нарушение норм процессуального закона и неправильно применил нормы материального права, судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика.
При рассмотрении дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм процессуального права.
В силу части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (статьи 131, 151 ГПК РФ). В связи с этим, предметом иска является то конкретное материально-правовое требование, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Таким образом, право определения предмета иска принадлежит только истцу, который должен сам выбрать надлежащий способ защиты гражданских прав, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.
В части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Абзацем 2 части 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
В нарушение указанной нормы процессуального закона суд признал незаконным отказ Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску N 80 от 03.11.2016 в назначении Бежаевой Н.П. досрочной страховой пенсии по старости, не приняв во внимание, что таких требований в исковом заявлении не содержалось.
Из протокола судебного заседания следует, что представитель истца Лифенко О.Б. поддержала исковые требования в полном объеме и просила с учетом уточненных требований признать за истицей право на включение в стаж спорных периодов работы в должности музыкального руководителя, обязать пенсионный орган зачесть в педагогический стаж истицы данные периоды, признать за ней право на назначение досрочной пенсии с даты наступления права и обязать ответчика назначить Бежаевой Н.П. пенсию с момента обращения - с 04.08.2016 (л.д. 87-88).
Искового заявления, содержащего уточненные или дополнительные требования о признании незаконным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску N 80 от 03.11.2016 в назначении Бежаевой Н.П. досрочной страховой пенсии по старости, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции вынес решение по требованиям, которые не были заявлены в исковом заявлении Бежаевой Н.П.
При этом суд не принял во внимание, что в соответствии с указанным решением орган пенсионного обеспечения исключил из подсчета специального стажа 6 периодов работы Бежаевой Н.П., которая не согласилась с 2 позициями отказа, не оспаривая отказ по остальным периодам.
Поскольку в соответствии с принципами гражданского судопроизводства лишь сторона в споре определяет способ и объем защиты своих прав, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции в нарушение положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправомерно вышел за пределы заявленных исковых требований и принял решение по требованиям, которые Бежаевой Н.П. не заявлялись.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения решение Управления ПФР по городу-курорту Пятигорску N 80 от 03.11.2016 у суда первой инстанции не имелось.
Удовлетворяя исковые требования Бежаевой Н.П., суд первой инстанции исходил из того, что истица предоставила доказательства, подтверждающие факт ее работы в должности музыкального руководителя с 27.08.1985 по 07.05.1986 в яслях-саду N " ... ", а также с 13.12.1988 по 02.04.1991 в яслях-саду N " ... " и в соответствии с пунктом 4 Правил от 29.10.2002 N 781 данные периоды подлежат зачету в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), что является основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения в орган пенсионного обеспечения.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом, основанным на неправильной оценке юридически значимых обстоятельств дела и ошибочном применении норм материального закона, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с пунктом 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В соответствии с пунктом 5 Правил периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
На таких же условиях засчитывались периоды работы в должности музыкального руководителя в льготный трудовой стаж с 1 ноября 1999 года и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации 22 сентября 1999 года.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.
В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 1 октября 1993 года указанный пункт признан утратившим силу.
Затем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, в период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
По данному вопросу имеется многочисленная судебная практика, в том числе Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2009 N 86-В08-30.
Поскольку пунктом 5 Правил от 29.10.2002 N 781 предусмотрено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа, выводы суда о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 4 Правил, регламентирующего порядок подсчета стажа лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, за исключением тех, которые работали в должности музыкального руководителя, не основаны на законе.
Между тем, в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о выполнении истицей нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) в периоды работы в должности музыкального руководителя с 27.08.1985 по 07.05.1986 в яслях-саду N " ... ", а также с 13.12.1988 по 02.04.1991 в яслях-саду N " ... ", так как предоставленные справки о заработной плате и карточка формы Т-2 содержат сведения о размере заработка и периоде работы Бежаевой Н.П.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию юридически значимых для правильного разрешения возникшего спора обстоятельств, влекут для них неблагоприятные правовые последствия.
Учитывая, что Бежаева Н.П. не доказала факт выполнения ею нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы в спорные периоды, вывод суда о необходимости включения вышеназванных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от учебной нагрузки, не основан на нормах действующего законодательства.
В связи с отсутствием требуемого законом стажа оснований для назначения Бежаевой Н.П. досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения в орган пенсионного обеспечения также не имеется.
При таких обстоятельствах вынесенное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Бежаевой Н.П.
Руководствуюсь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 10 апреля 2017 года отменить и вынести по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Бежаевой Н.П. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения.
Апелляционную жалобу начальника Управления ПФР по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края Лисина Н.В. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.