Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Дубинина А.И.
судей Шеховцовой Э.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2017 года
дело по апелляционной жалобе начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Труновского муниципального района Ставропольского края Толстовой С.В.
на решение Труновского районного суда Ставропольского края от 11 августа 2017 года
по делу по исковому заявлению Пеняевой О.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Труновского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Пеняева О.А. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Труновского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату.
В обоснование требований указала, что она состоит в зарегистрированном браке с " ... ", " ... " года рождения, и имеет троих детей: " ... ".
С 10.09.2015 по 31.10.2016 она являлась получателем ежемесячной денежной выплаты, нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Выплата была приостановлена в связи с необходимостью предоставления документов, подтверждающих доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, на очередной год. В конце феврале 2017 года она обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации Труновского муниципального района Ставропольского края (далее по тексту - УТСЗН АТМР СК) для продления указанной выплаты и предоставила копию справки о доходах с места работы мужа.
У нее не приняли документы, устно отказали в приеме в связи с тем, что необходимо предоставить подлинник. После ознакомления со всеми документами рекомендовали прийти в марте, когда на руках у нее уже будет подлинник справки.
31.03.2017 она обратилась в УТСЗН АТМР СК для продления указанной выплаты и предоставила все требуемые документы.
17.04.2017 года ею было получено уведомление N" ... " от 05.04.2017, в котором УТСЗН АТМР СК отказало в назначении выплаты по следующим основаниям: 1) Не подтверждение факта постоянного проживания на территории Ставропольского края у несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с п.5 п.п.2 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском краю. 2) Не подтверждение факта совместного проживания на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с п.5 п.п.3 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском краю.
Не согласившись с данным решением УТСЗН АТМР СК, она 27.04.2017 обратилась с жалобой в администрацию Труновского муниципального района Ставропольского края.
Ею был получен ответ от 18.05.2017 года N 45, в котором сообщили, что нарушений в действиях УТСЗН АТМР СК не выявлено и отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты вынесен обоснованно. При этом указано, что в связи с тем, что она не обратилась в управление в течение трех месяцев со дня приостановления ежемесячной денежной выплаты - с 31.10.2016, то выплата была прекращена и с 01.02.2017 года она была снята с учета как получатель ЕДВ. В результате чего ее обращение и заявление от 31.03.2017 рассматривалось управлением не как продление выплаты, а как новое назначение. Представленными ею документами не подтвержден факт постоянного проживания на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, в соответствии с п.5 п.п.2 Порядка. Также в ответе на жалобу указано, что согласно п. 2 абз. 3 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571, на дату рождения в семье третьего ребенка несовершеннолетние дети не имели регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края.
Считая, что отказ УТСЗН АТМР СК в продлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка является незаконным, истица просила признать за ней право на ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка, а также обязать УТСЗН АТМР СК возобновить и продлить выплату ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка, с 01.11.2016.
В ходе судебного разбирательства Пеняева О.А. уточнила требования, просила обязать Управление труда и социальной защиты Труновского муниципального района Ставропольского края назначить ей ЕДВ в случае рождения третьего ребенка с 31.03.2017 (л.д. 63).
Решением Труновского районного суда Ставропольского края от 11 августа 2017 года исковые требования Пеняевой О.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Труновского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату удовлетворены.
На Управление труда и социальной защиты населения администрации Труновского муниципального района Ставропольского края возложена обязанность назначить Пеняевой О.А. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 года третьего ребенка с 31.03.2017 года.
В апелляционной жалобе начальник УТСЗН АТМР СК Толстова С.В. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку вынесено с нарушением норм материального права и процессуального закона.
В соответствии с действующим законодательством меры социальной поддержки предоставляются семьям, постоянно проживающим и зарегистрированным на территории Ставропольского края, в которых третий или последующий ребенок родились после 31 декабря 2012 года.
Суд оставил без внимания, что несовершеннолетние дети Пеняевой О.А. зарегистрированы на территории Ставропольского края по месту пребывания и не являются постоянно проживающими на территории Ставропольского края.
Регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.
Кроме того, при рассмотрении искового заявления Пеняевой О.А. суд превысил свои полномочия, признав постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года" противоречащим федеральному законодательству.
Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Пеняевой О.А. в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Пеняева О.А. просит оставить решение без изменения, считая его основанным на нормах действующего законодательства, а доводы жалобы - несостоятельными.
Представитель третьего лица - администрации Труновоского муниципального района Ставропольского края, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явился, о причинах неявки не известил, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского края находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя ответчика УТСЗН АТМР СК Полникова А.В., действующего по доверенности, просившего отменить вынесенное по делу решение по изложенным в жалобе доводам, а также истицу Пеняеву О.А., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены вынесенного по делу решения суда первой инстанции, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
основаниями отмены или изменения решений суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда, изложенных в судебном решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, существенное нарушение положений процессуального закона и неправильное применение норм материального закона.
При рассмотрении дела судом первой инстанции были неправильно применены и истолкованы нормы материального права, допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Удовлетворяя исковые требования Пеняевой О.А. и возлагая на УТСЗН АТМР СК обязанность по назначению ей с 31.03.2017 ежемесячной денежной выплаты (далее по тесту - ЕДВ) нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 года третьего ребенка, суд не разобрался в существе возникшего спора и оставил без внимания, что производившаяся ранее Пеняевой О.А. выплата ЕДВ сначала была приостановлена, а затем - прекращена, заявление истицы от 31.03.2017 не являлось первоначальным и поступило уже после прекращения выплаты.
Как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О и др.).
Реализация права гражданина на получение мер социальной поддержки, пенсии, пособия или иных выплат также происходит в рамках соответствующих предусмотренных законом процедур, а не произвольно, исходя из одного только факта наличия у гражданина данного права.
При этом законодательное регулирование, имеющее целью создание правового механизма реализации права на получение определенной категорией граждан ежемесячной денежной компенсации или иной выплаты, не может рассматриваться как нарушающее право конкретного гражданина на получение мер социальной поддержки.
В силу прямого указания закона реализация права должна происходить в порядке, определенном федеральными нормативными правовыми актами, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, законами, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 в целях совершенствования демографической политики Российской Федерации руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В целях реализации положений упомянутого Указа Президента Российской Федерации Губернатором Ставропольского края принято Постановление от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
В соответствии с данным постановлением в своей первоначальной редакции право на получение ежемесячной денежной выплаты предоставлялось при соблюдении следующих условий:
наличие гражданства Российской Федерации у родителей и детей;
среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N 524 в указанный выше нормативный правовой акт внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 2 постановления изложен в следующей редакции:
Определить, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий:
наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей;
среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой;
наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N 524 настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением в семье третьего или последующего ребенка в период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2017 года.
Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 N 498-п (далее по тексту - Порядка).
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка выплата ежемесячной денежной выплаты осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области социальной защиты населения или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края в случае наделения их отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по назначению и выплате семьям ежемесячной денежной выплаты (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 7 Порядка для назначения ежемесячной денежной выплаты заявитель обращается в уполномоченный орган по месту жительства (месту пребывания) либо многофункциональный центр с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по форме, устанавливаемой министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - заявление).
Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается уполномоченным органом на основании заявления и перечня документов, включающих, в том числе, документы, подтверждающие доходы семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода, указанные в Порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи.
Документы, подтверждающие доходы семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода, представляются заявителем самостоятельно, за исключением документов, подтверждающих выплаты, предусмотренные подпунктами "а", "г", "м" и "н" пункта 8 Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи (абзац 2 пункта 8 Порядка).
В силу подпункта 3 пункта 14 Порядка выплата назначенной ежемесячной денежной выплаты приостанавливается: в случае непредставления документов, подтверждающих виды доходов семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода, на очередной год.
Таким образом, буквальное прочтение нормативного акта указывает на необходимость ежегодного предоставления документов, подтверждающих виды доходов семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода при подтверждении права на получение ЕДВ.
Законодателем предусмотрено, что выплата ежемесячной денежной выплаты, приостановленной в соответствии с подпунктом "3" настоящего пункта, возобновляется при представлении документов, подтверждающих доходы семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода, с месяца ее приостановления, но не более чем за три месяца до месяца, в котором представлены указанные документы.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 15 Порядка выплата назначенной ежемесячной денежной выплаты прекращается по истечении трех месяцев со дня приостановления выплаты ежемесячной денежной выплаты в соответствии с подпунктом "3" пункта 14 настоящего Порядка.
В прежней редакции данной нормы выплата прекращалась по истечении шести месяцев после приостановления выплаты.
Указанные изменения внесены постановлением Правительства Ставропольского края от 13.10.2016 N 425-п "О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. N 498-п" и вступили в силу с 25.10.2016.
Разрешая спор, суд установил, что Пеняева О.А. родилась " ... " в г. " ... " и зарегистрирована с 30.12.1992 по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, " ... " (л.д. 11).
Из копии свидетельства о заключении брака " ... " N " ... " от 22.11.2012, выданного Отделением ЗАГСа Ставропольского края по Труновскому району следует, что " ... " и " ... " О.А. заключили брак 22.11.2012, после чего " ... " присвоена фамилия Пеняева (л.д. 15).
Истица Пеняева О.А. зарегистрирована по месту пребывания в селе " ... " на срок с 22.01.2013 по 22.01.2018, что подтверждается копией свидетельства N " ... " о регистрации по месту пребывания от 22.01.2013 (л.д. 12).
Супруг истицы " ... " зарегистрирован по месту пребывания в селе " ... " на срок с 13.05.20l5 по 13.05.2020, что подтверждается копией свидетельства N " ... " о регистрации по месту пребывания от 22.01.2015 (л.д. 14).
Супруги Пеняевы воспитывают троих детей: " ... " (л.д. 16-19).
" ... " также зарегистрированы по месту пребывания в селе " ... " Труновского района по улице " ... " на срок с 22.01.2013 по 22.01.2018 (" ... "), с 25.04.2013 по 22.01.2018 (" ... ") и с 27.11.2015 по 13.05.20120 (" ... "), что следует из предоставленных копий свидетельств о регистрации по месту пребывания (л.д. 20-22).
Из копии домовой книги для прописки граждан в доме " ... " села " ... " Труновского района следует, что Пеняева О.А., " ... " зарегистрированы по месту пребывания (л.д. 23-29).
Согласно копии справки о составе семьи N " ... " от 28.03.2017, выданной администрацией МО Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, Пеняева О.А., " ... " года рождения, проживает в селе " ... " по улице " ... " и имеет состав семьи: " ... " (л.д. 30).
Как следует из материалов дела, истица Пеняева О.А. с 10.09.2015 по 31.10.2016 являлась получателем ежемесячной денежной выплаты (далее по тесту - ЕДВ), нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
С 01.11.2016 выплата ЕДВ была приостановлена в связи с истечением срока, на который она была назначена.
С 01.02.2017 Пеняева О.А. снята с учета в качестве получателя ЕДВ в связи с тем, что не обратилась в УТСЗН АТМР СК по истечении трех месяцев с момента приостановлена выплаты ЕДВ.
31.03.2017 Пеняева О.А. предоставила в УТСЗН АТМР СК справку о составе семьи и домовую книгу, подтверждающие наличие временной регистрации несовершеннолетних детей.
Решением УТСЗН АТМР СК от 05.04.2017 Пеняевой О.А. отказано в назначении ЕДВ, нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, о чем в адрес истицы направлено соответствующее уведомление N " ... ".
Отказ мотивирован ссылкой на не подтверждение факта постоянного проживания на территории Ставропольского края у несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с п.5 п.п.2 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском краю, а также не подтверждение факта совместного проживания на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право на ежемесячную денежную выплату (л.д. 31-32).
Таким образом, на 31.03.2017 - момент предоставления Пеняевой О.А. справки о доходах с места работы мужа выплата ЕДВ была прекращена с 01.02.2017.
Данное решение истицей не оспорено. Ссылка Пеняевой О.А. на неизвещение о прекращении выплат не имеет правового значения для разрешения возникшего спора о наличии законных оснований для назначения ЕДВ с 31.03.2017.
Принимая во внимание, что действующим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы назначения и порядок выплаты ЕДВ в Ставропольском крае, не предусмотрена возможность отмены решения о прекращении выплаты после приостановления, заявление истицы от 31.03.2017 и приложенные к нему документы были правильно рассмотрены УТСЗН АТМР СК в качестве предоставленных для нового назначения указанной меры социальной поддержки.
Доводы истицы о том, что она не была уведомлена об изменениях в нормативных актах, не являются основанием для удовлетворения требований истицы.
Нормативные правовые акты доводятся до сведения неопределенного круга лица посредством их официального опубликования (обнародования).
Поскольку 31.03.2017 Пеняева О.А. предоставила только справку о доходах, справку о составе семьи и домовую книгу, т.е. неполный пакет документов, необходимых для назначения ЕДВ, УТСЗН АТМР СК приняло правомерное решение об отказе Пеняевой О.А. в назначении ЕДВ по заявлению от 31.03.2017.
Кроме того, судебная коллегия находит необходимым отметить, что при рассмотрении возникшего спора судом допущены грубые нарушения требований процессуального закона.
Разрешая возникший спор, суд признал постановление Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" противоречащим Федеральному законодательству и Указу Президента Российской Федерации 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
При этом суд оставил без внимания, что таких требований в исковом заявлении не содержалось.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Таким образом, вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству нормативного правового акта органов государственной власти субъектов Российской Федерации не подсуден районному суду и разрешается в ином, в отличие от гражданского судопроизводства порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Так как выводы суда основаны на ошибочном понимании и определении нормативно-правовой базы, регулирующей спорные правоотношения, вынесенное по делу решение подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Пеняевой О.А.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Труновского районного суда Ставропольского края от 11 августа 2017 года отменить и вынести по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Пеняевой О.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Труновского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату.
Апелляционную жалобу начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Труновского муниципального района Ставропольского края Толстовой С.В. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.