Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 26 сентября 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Строчкиной Е.А., Болотовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ответчика УАиГ администрации г. Кисловодска - начальника А.П. Миненко на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Мусаеляна В.Г. к администрации города Кисловодска, управлению архитектуры и градостроительства администрации гор. Кисловодска об оспаривании решения (распоряжения),
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., пояснения представителя административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска по доверенности Кукушкиной С.Н., представителя административного истца по доверенности Подурец Е.А.
установила:
Мусаелян В.Г. обратился в суд с иском к администрации города Кисловодска, управлению архитектуры и градостроительства администрации гор. Кисловодска об оспаривании решения (распоряжения).
В обоснование исковых требований указал что, истец по договору аренды земельного участка N2571, заключённому с администрацией гор. Кисловодска арендовал в целях строительства магазина земельный участок " ... " площадью 500 кв.м. расположенный в гор. Кисловодске по " ... ". Дополнительным соглашением от 03 июня 2014г. стороны установили срок действия договора аренды земельного участка N2571 от 08.06.2012г. до 22 мая 2017г.
Установленным порядком администрация гор. Кисловодска в лице управления архитектуры и градостроительства администрации гор. Кисловодска за подписью начальника 08 июня 2016 года выдала Мусаеляну В.Г. разрешение на строительство NRu26305000-111 на срок до 08.06.2016г. и впоследствии продлила его до 08.12.2017г. Разрешение выдано на строительство объекта капитального строительства - магазина на " ... " гор. Кисловодска на земельном участке размером 500 кв.м. с площадью застройки 435,21 кв.м., общей площадью 392,20 кв.м., строительный объём 2130 кв.м., количество этажей - 1.
20 декабря 2016г. начальник управления архитектуры и градостроительства администрации гор. Кисловодска вынес обжалуемое
распоряжение N410 "Об отмене разрешения на строительство N Ru26305000-111 от 08.12.2014г." в котором указал, что в связи с выявленными нарушениями при выдаче разрешения на строительство, а именно: 1) срок аренды земельного участка по договору от 08.06.2012г. N 2571 истек 22.05.2015г. и далее договор аренды не пролонгировался; 2) п. 2.2.4 Градостроительного плана земельного участка установлено, что организацию автомобильной стоянки необходимо предусмотреть за счет земельного участка, однако рабочим проектом (раздел: схема планировочной организации земельного участка 0014-18-ПЗУ) предусмотрено проектирование парковки границами земельного участка, что является несоответствием разработанной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) форма разрешения на строительство не соответствует требо ваниям приказа Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006г. N120 "Об утвержден и инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство"; 4) в представленном перечне документов для выдачи разрешения н строительство в соответствии с требованиями ст. 25 закона РФ от 21.02.1992г. "О недрах" отсутствует разрешение на осуществление застройки площади залегания полезных ископаемых; 5) в представленном перечне документации отсутствует обязательная государственная экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертиза, предусмотренная п. 16 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г. N1425, предписанная заключением об отсутствии или наличии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки от 11.09.2007г. N708, выданным Федеральным агентством по недропользованию по Ставропольскому краю.
Принимая во внимание Акт-Заключение N136 от 01.12.2014г. утвержденный начальником управления городского хозяйства, транспорта и строительства администрации гор. Кисловодска В.Ю. Соболевым, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом РФ: отменить разрешение на строительство NRu26305000-l 11 от 08.12.2014 по адресу г. Кисловодск, проспект Дзержинского.
Административный истец просил суд признать незаконным распоряжение начальника управления архитектуры и градостроительства администрации гор. Кисловодска от 20.12.2016 N410 "Об отмене разрешения на строительство N Ru 26305000-111 от 08.12.2014г.".
Обжалуемым решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2017 года административное исковое заявление Мусаеляна В.Г. к администрации гор. Кисловодска, управлению архитектуры и градостроительства администрации гор. Кисловодска об оспаривании распоряжения Управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска удовлетворено.
Суд признал незаконным распоряжение начальника управления архитектуры и градостроительства администрации гор. Кисловодска от 20.12.2016 N410 "Об отмене разрешения на строительство N Ru 26305000-111 от 08.12.2014г.".
В апелляционной жалобе представителя ответчика УАиГ администрации г. Кисловодска - просит отменить принятое по делу решение, и вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что выводы суда не основаны на законе, поскольку оспариваемое распоряжение вынесено в порядке самоконтроля, т.к. разрешение на строительство было выдано в нарушение требований действующего законодательства.
На апелляционную жалобу административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
В силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права является в том числе, неприменение закона, подлежащего применению.
Из материалов дела следует, что между Мусаелян В.Г. и администрацией города в лице комитета имущественных отношений 08.06.2012г. заключен договор аренды N2571 земельного участка площадью 500 кв.м., из земель населенных пунктов с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Ставропольский край, город Кисловодск, " ... " под строительство магазина на срок до 22.05.2015г. Договор зарегистрирован 03.07.2012г. управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, - запись регистрации в ЕГРН N" ... ". Дополнительным соглашением N3094 от 03.06.2014г., стороны договора срок аренды установили до 22.05.2017г.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации гор. Кисловодска Мусаеляну В.Г. выдан градостроительный план NRu26305000-0000000000000125 от 11.12.2012г. арендуемого им земельного участка под проектируемый объект капитального строительства - магазин на пр. Дзержинского гор. Кисловодска.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации гор. Кисловодска, Мусаеляну В.Г. выдано разрешение на строительство магазина NRu 26305000-111 от 08.12.2014г., сроком действия разрешения до 08.06.2016. Затем, 22.04.2016г., управлением архитектуры и градостроительства администрации гор. Кисловодска, действие разрешения продлено до 08.12.2017г.
20 декабря 2016 года начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска издано распоряжение N410 об отмене разрешения на строительство N Ru26305000-111 от 08.12.2014г.
Основанием к отмене названного разрешения явилось:
- истечение 22.05.2015 г. срока договора аренды;
- проектирование рабочим проектом автомобильной стоянки за пределами земельного участка в нарушение требований утвержденного градостроительного плана;
- не соответствие требованиям формы разрешения;
- отсутствие разрешения на осуществление застройки площади залегания полезных ископаемых;
- отсутствие обязательной государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Мусаэлян В.Г. обратился в суд с требованием о признании незаконным указанного выше распоряжения N410 от 20 декабря 2016 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на положения части 1, 21.1 ст. 51 ГрК РФ, частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ и пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение вынесено в отсутствие оснований, установленных названными нормами закона.
Однако, по мнению судебной коллегии, данный вывод нельзя признать правильным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае:
-принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
-отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
-расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
- прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Между тем, в данной норме закона указаны основания для прекращения действия разрешения на строительство, выданных на основании решений уполномоченных органов на выдачу разрешений на строительство.
Анализ приведенного законодательства в системном единстве свидетельствует о том, что эти основания для отмены разрешения на строительство применяются в том случае, если оно было выдано уполномоченным органом в порядке, установленном законом.
Вместе с тем, разрешение на строительство от 08.12.2014 года N Ru26305000-111, относящееся к муниципальным правовым актам, выдано органом местного самоуправления в лице управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска с нарушением требований закона и противоречит Конституции Российской Федерации, и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, и исходя из положений ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона N 131-Ф3, этот акт может быть отменен или его действие может быть приостановлено органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, принявшим (издавшим) соответствующий муниципальный правовой акт, в порядке самоконтроля.
Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления в лице управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Распоряжение УАиГ от 20.12.2016 г. N 410 издано в соответствии с требованиями действующего на момент издания законодательства, не нарушает права, свободу и законные интересы Мусаелян В.Г. как застройщика и как гражданина РФ, при этом административным истцом строительство объекта капитального строительства на момент издания распоряжения начато не было.
Основанием для издания оспариваемого распоряжения явилось отсутствие при обращении за получением разрешения на строительство
- заключения государственной экологической экспертизы;
-заключения уполномоченного органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки:
-истечение срока аренды земельного участка,
- размещение автомобильной стоянки в соответствии с рабочим проектом в нарушение требований утвержденного градостроительного плана за пределами предоставленного земельного участка;
-несоответствие формы разрешения требованиям законодательства.
Судом были проверены и обоснованно отклонены, как не нашедшие своего подтверждения доводы административного ответчика об истечении срока договора аренды земельного участка на момент решения вопроса о продлении разрешения на строительство и о том, что форма разрешения на строительство не соответствует требованиям приказа Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 года. Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, что земельный участок, на котором предполагалось осуществить строительство, расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны города-курорта Кисловодска.
При этом, судом первой инстанции не было принято во внимание, что в силу положений статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пункте 1 настоящей части.
Часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса устанавливает, что не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий.
Результатами проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, являются соответствующие заключения (часть 6.3 статьи 49 Градостроительного кодекса).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" - району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого- курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" определены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод входит город Кисловодск. Также установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
В силу ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 N,26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и их земли являются особо охраняемыми территориями. Охрана таких территорий осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Частью 1 статьи 94 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии со ст. 1 Закона N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорт определен как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями, и сооружениями, включая объекты инфраструктуры и соответственно относится к землям особо охраняемых территорий.
Согласно ч. 2 ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
- особо охраняемых природных территорий;
- природоохранного назначения;
- рекреационного назначения;
- историко-культурного назначения;
- особо ценные земли.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 в соответствии с Законом о N 26-ФЗ курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300. Названным постановлением N 14 утверждены Положения об указанных курортах, в том числе о курорте федерального значения Кисловодск.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 границы зон и режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Кисловодск определены и установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля Г985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, где разработаны соответствующие режимы их использования. В соответствии с данным положением вводятся ограничения на хозяйственную деятельность в пределах соответствующих зон.
В соответствии с Законом N 26-ФЗ природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Охрана названных объектов и их земель осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны (статья 16 Закона N 26-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 26-ФЗ в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 406-ФЗ (30.12.2013), курорт определен как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Природные лечебные ресурсы представляют собой минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха (статья 1 Закона о курортах).
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (пункт 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово "природная". При этом в силу части 3 статьи 10 данного Закона, особо охраняемых природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 96 Земельного кодекса, не измененной Законом N 406-ФЗ, закреплено, что использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района; статья 1 Закона о курортах).
Таким образом, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации административному истцу не могло быть выдано разрешение на строительство магазина на земельном участке, расположенном во второй зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта. Оспариваемое распоряжение не противоречит законодательству Российской Федерации и не могло нарушить права заявителя.
В нарушение ст. 49 ГрК РФ и п. 26 Постановления Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах" согласно которым проектная документация объектов капитального строительства на территории города-курорта Кисловодска и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экологической экспертизе. Заключение указанной экспертизы с целью получения разрешения на реконструкцию Мусаеляном В.Г. представлено не было.
Кроме того, в соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) к числу основных требований по рациональному использованию и охране недр относятся предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.
Статьей 25 Закона установлено, что проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
Данные требования Закона являются обязательными по отношению к положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и в силу действующего законодательства и правоприменительной практике требования Закона имеют приоритет перед общими нормами. Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.07.2009 N 1034/09.
Таким образом, разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых выдаются в целях предупреждения самовольной и необоснованной застройки площадей залегания полезных ископаемых, охраны недр, включая сохранение условий для наиболее полного извлечения полезных ископаемых.
В нарушение указанных норм закона, соответствующее заключение уполномоченного органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, либо разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых Мусаеляном В.Г в целях получения разрешения на строительство до начала строительных работ и в период проведения строительных работ в установленном порядке получено не было.
Кроме того, административным истцом принято решение об организации парковки вне пределов земельного участка, выделенного под строительство магазина. Между тем пунктом 2.2.4 Градостроительного плана земельного участка установлено, что организацию автомобильной стоянки необходимо предусмотреть за счет земельного участка, в то время как рабочим проектом (раздел: схема планировочной организации земельного участка 0014-18-ПЗУ) предусмотрено проектирование парковки за границами земельного участка, что является несоответствием разработанной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно пункту 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу пункта 13 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, приведенные выше основания являлись безусловными для отказа в выдаче разрешения на строительство. Несмотря на это административным ответчиком в нарушение требований закона было выдано разрешение на строительство, а затем срок действия данного разрешения продлен. С учетом приведенных выше доводов судебная коллегия пришла к выводу о том, что Управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска в пределах своих полномочий в порядке самоконтроля вправе было отменить ранее принятый им акт - разрешение на строительство от 08.12.2014 г. и соответственно распоряжение данного органа N410 от 20.12.206 года является законным и обоснованным.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При установленных обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения норм материального права нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь статьями 308- 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2017 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Мусаеляна В.Г. к Администрации г. Кисловодска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Кисловодска об спаривании решения (распоряжения) - отказать.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.