Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Кузина Е.Б.,
членов президиума: Козлова О.А., Вербенко В.И., Кудрявцевой А.В., Блинникова В.А., Шаталовой Е.В., Песоцкого В.В.,
с участием заместителя прокурора Ставропольского края Никишина И.Л.,
секретаря судебного заседания Марчукова М.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Невинномысска, в интересах Макеевой Н.А., к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Савина А.Н. от 01.09.2017 года по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Марченко Р.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 24.05.2017,
заслушав доклад судьи Савина А.Н.,
установил:
прокурор города Невинномысска, действуя в интересах Макеевой Н.А., обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование указал, что Макеева Н.А. является матерью четверых малолетних детей, двое из которых: М.З.Д., ... года рождения и М.А.Д., да рождения, инвалиды детства, при этом М.А.Д. страдает заболеванием, включенным в Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь. Макеева Н.А. с малолетними детьми зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее отцу, а фактически проживает на съемной квартире по пер. ... , ... в г. Невинномысске.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 17.01.2017 в удовлетворении требований прокурора города Невинномысска, поданных в интересах Макеевой Н.А., отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 24.05.2017 данное решение отменено и принято новое, которым на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края возложена обязанность предоставить Макеевой Н.А., с составом семьи 3 человека: она, сын М.З.Д., сын М.А.Д. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, в пределах города Невинномысска.
В кассационной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, в лице министра Марченко Р.А., просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в связи с существенным нарушением норм материального права.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в президиум краевого суда.
Проверив материалы дела, заслушав Макееву Н.А., просившую в удовлетворении кассационной жалобы отказать, заместителя прокурора Ставропольского края Никишина И.Л., полагавшего, что апелляционное определение подлежит отмене, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены решения суда и апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с требованиями ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 390 ГПК РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснено, что суд не связан доводами, изложенными в кассационных жалобе, представлении, если он придет к выводу, что в интересах законности необходимо выйти за пределы этих доводов.
Под интересами законности, которые дают суду, рассматривающему дело, основания для выхода за пределы доводов кассационной жалобы (с учетом положений ст. 2 ГПК РФ), следует, в частности, понимать необходимость обеспечения по рассматриваемому делу правильного применения норм материального или процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других лиц.
Принимая во внимание изложенное и в интересах законности президиум краевого суда считает необходимым при рассмотрении кассационной жалобы Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края выйти за пределы ее доводов и обратить внимание, в том числе, на не указанные в жалобе существенные нарушения правовых норм, допущенные судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует, что Макеева Н.А. является матерью: М.З.Д., ... года рождения; М.А.Д., ... года рождения; М.Б.Д., ... года рождения; М. Н.Д., ... года рождения.
Постановлением администрации города Невинномысска от 15.02.2010 N 344 Макеева (Волкова) Н.А. с составом семьи 3 человека: она, сын М.З.Д., сын М.А.Д., признана нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Постановлением администрации города Невинномысска от 29.07.2011 N 2487 Макеева Н.А. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма, с составом семьи 3 человека: она, сын М.З.Д., сын М.А.Д., как семья, имеющая ребенка, страдающего тяжелой формой хронических заболеваний, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Отказывая в удовлетворении предъявленных требований, суд первой инстанции указал, что доказательств наличия у Макеевой Н.А., а так же ее сыновей ... и ... (имеющих группу инвалидности - ребенок-инвалид), заболеваний, включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 и дающих право на обеспечение жилым помещением вне очереди, не представлено.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение районного суда, указал, что согласно медицинским документам несовершеннолетние М.З. и М.А. являются инвалидами, страдают заболеванием с кодом: ... , включенном в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Удовлетворяя требования прокурора, предъявленные в интересах Макеевой Н.А., суд апелляционной инстанции исходил из того, что она как мать несовершеннолетних, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, вместе с детьми подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке. Поскольку М.З.Д. и М.А.Д. отнесены к категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в предусмотренном ст. 2 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" порядке, а органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений в соответствии с указанным законом, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Вместе с тем, данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неверном применении норм материального права.
В силу ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 14, 19, 52) (далее по тексту - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением указанной категории граждан возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в соответствии Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Ставропольского края от 10.11.2009 N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" основана на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ставропольского края, нуждающимися в жилых помещениях, в том числе имеющим право на получение жилого помещения и вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Частью 1 ст. 4 данного Закона предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в ст. 2 Закона, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет в соответствии со ст. 3 Закона.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ и закон Ставропольского края от 10.11.2009 N 72-кз не устанавливает.
В силу данных обстоятельств инвалиды, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, подлежат обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с учетом положений ст. 49 ЖК РФ.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.
К такой категории, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом апелляционной инстанции относятся только несовершеннолетние М.З.Д. и М.А.Д.
Иные члены их семьи таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма кроме несовершеннолетних детей также их матери Макеевой Н.А. противоречит положениям п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Кроме того, в силу п. 4 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований.
Суд первой инстанции не учел вышеперечисленные нормы, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, не учел конкретные обстоятельства дела, не разрешилвопрос о составе лиц, участвующих в деле, не привлек к участию в деле в качестве соответчика орган местного самоуправления, в данном случае администрацию города Невинномысска.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя жалобы, в связи с чем решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 17.01.2017 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 24.05.2017 нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум Ставропольского краевого суда
постановил:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 17.01.2017 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 24.05.2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Ставрополя в ином составе судей.
Председательствующий Е.Б. Кузин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.