Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В. на решение судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 20 июля 2017 года,
установил:
постановлением и.о. главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю в г. Кисловодске ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В. N128 от 17 мая 2017 года Арутюнян Р.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, заместитель прокурора г. Кисловодска Кузьменко П.А. подал протест, в котором просил постановление от 17 мая 2017 года отменить, прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях Арутюнян Р.М. состава административного правонарушения.
Решением судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 20 июля 2017 года указанное постановление должностного лица отменено, материалы дела в отношении Арутюнян Р.М. направлены в ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Кисловодске на новое рассмотрение.
В жалобе на указанное решение судьи, и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по СК в г. Кисловодске Курилова С.В. просит его отменить, считает, что оно вынесено по не полностью выясненным обстоятельствам дела и с нарушением административного законодательства.
В возражении на жалобу помощник прокурора г. Кисловодска Федорченко В.С. просит решение судьи отменить, жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы и возражения на нее, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по СК Петрушину О.А., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Колячкину И.В., полагавшую решение суда законным, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 ФЗ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного ФЗ).
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, 15.05.2017 года в 10 часов 00 минут в результате внеплановой выездной проверки в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя образовательная школа N10 города - курорта Кисловодска по адресу: "адрес" установлено, что некачественно проводится ежедневная уборка туалетов с использованием дезинфицирующих средств, что является нарушением п.12.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", с изменениями. Ответственным за выявленные нарушения является уборщик служебных помещений Арутюнян Р.М.
Постановлением и.о. главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю в г. Кисловодске ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В. N128 от 17 мая 2017 года Арутюнян Р.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа.
Проверяя законность указанного постановления, и не соглашаясь с ним, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях физического лица Арутюняна Р.М. отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также доказательства тому, что Арутюнян Р.М. является ответственным лицом за выявленные нарушения.
Оснований не согласиться с таким выводом не имеется.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Данная норма является общей и направлена на обеспечение охраны здоровья населения и среды обитания человека во многих сферах его жизнедеятельности, за исключением тех, в отношении которых установлена ответственность в специальных нормах.
Вменяемое Арутюнян Р.М. нарушение п.12.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", устанавливающих обязательные санитарно-эпидемиологические требования к тому, чтобы ежедневная уборка туалетов, душевых, буфетов, помещений медицинского назначения проводилась с использованием дезинфицирующих средств независимо от эпидемиологической ситуации относится к нарушению санитарно-эпидемиологических требований, именно к условиям воспитания и обучения, в связи с чем, представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Статья 6.7 КоАП РФ в рассматриваемой ситуации является специальной правовой нормой по отношению к норме, установленной в ст. 6.3 КоАП РФ.
Таким образом, неприменение специальной правовой нормы к рассматриваемым правоотношениям, имеющей приоритет над общей нормой, свидетельствует о нарушении должностным лицом норм процессуального права, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Кроме того, как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В. N23/в от 17 апреля 2017 года внеплановая выездная проверка проведена в отношении юридического лица - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя образовательная школа N10 города - курорта Кисловодска, по результатам которой составлен акт N23/в от 15 мая 2017 года.
Директору Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя образовательная школа N10 города - курорта Кисловодска Уварову А.В. предписано обеспечить выполнение требований п.12.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" - осуществлять контроль за правильным приготовлением дезинфицирующих средств, в срок до 01 июня 2017 года. В предписании N56 от 15 мая 2017 года указано, что ответственность за выполнение мероприятий возлагаются на директора Уварова А.В.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения физического лица - уборщика Арутюнян Р.М. к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Арутюнян Р.М. осуществляет деятельность по уборке помещений на основании трудового или гражданско-правового договора и не может являться лицом, ответственным по соблюдению санитарных правил и гигиенических нормативов.
В соответствии с ч.1 п.4 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Выявленные судом первой инстанции нарушения являются существенными, привели к принятию незаконного постановления, в связи с чем, постановление и.о. главного государственного санитарного врача по Ставропольскому краю в г. Кисловодске ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В. N128 от 17 мая 2017 года обоснованно было отменено, а дело об административном правонарушении возвращено в ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в г. Кисловодске на новое рассмотрение.
Вместе с тем, в резолютивной части решения судьи ошибочно указано, что оно может быть обжаловано в порядке ст.30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как вступившее в законную силу.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу части 1 статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Исходя из указанных норм, в ситуации, когда дело рассматривалось должностным лицом, его постановление может быть обжаловано в районный суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, - в вышестоящий суд, т.е. в краевой или другой соответствующий ему суд (ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ).
Подача и рассмотрение последующих жалоб осуществляются согласно части 3 статьи 30.9 КоАП РФ в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.
Однако, неправильное указание порядка обжалования решения суда не повлекло нарушение прав и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В., поскольку ею реализовано право на обжалование не вступившего в законную силу решения суда.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены вынесенного по делу судебного акта по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по СК в г. Кисловодске Куриловой С.В. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 20 июля 2017 года оставить без изменения.
Судья
Ставропольского краевого суда М.М. Товчигречко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.