Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Агапитовой Г.Б. на решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Агапитовой Г.Б. N17-0/АР-41/11 от 28 апреля 2017 года юридическое лицо - ООО "НПО "Центр экологического сопровождения предприятий" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей. Вынесено представление N17-0/АР-41/11 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28 апреля 217 года.
Решением судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года указанное постановление и представление отменены, материалы дела в отношении ООО "НПО "Центр экологического сопровождения предприятий" направлены на новое рассмотрение государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу.
В своей жалобе в краевой суд представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Агапитова Г.Б. просит решение судьи отменить, считает, что оно вынесено по не полностью выясненным обстоятельствам дела и с нарушением административного законодательства.
В возражениях на жалобу директор ООО "НПО "Центр экологического сопровождения предприятий" просит принять новое решение в части, а в части решение суда оставить без изменения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела, выслушав ООО "НПО "Центр экологического сопровождения предприятий" Мазур К.Н., поддержавшего доводы возражений, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения судьи не нахожу.
Из диспозиции ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что данной статьей установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, 20 апреля 2017 года в 10 часов 30 минут по результатам проведения административного расследования от 21 марта 2017 года N17-0/АР-41 обнаружено, что юридическим лицом - ООО "НПО "Центр экологического сопровождения предприятий" допущено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно на земельном участке с кадастровым номером: 26613:060803:39, расположенном на "адрес" складируются отходы производства и потребления (пластиковые бутылки, ветошь, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы, навоз и другое), который не имеет водонепроницаемого покрытия и ограждения, исключающего вынос мусора за периметр территории, отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки отсутствует обособленная сеть ливнестоков и др.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу постановления о признании ООО "НПО "Центр экологического сопровождения предприятий" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Проверяя законность указанного постановления, и не соглашаясь с ним, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возбуждение дела об административном правонарушении произведено административным органом с нарушением статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с таким выводом не имеется.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Пунктами 2, 3 ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как следует из содержания постановления должностного лица, факт совершения административного правонарушения подтверждается: протоколом осмотра территорий и находящихся там вещей и документов, протоколом изъятия проб и образцов, протоколами отбора (измерений) проб отход, протоколом испытаний (измерений) отход, протоколом биотестирования проб отход, экспертным заключением, договором аренды земельного участка, актами выполненных работ и другими материалами дела.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. При этом типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки). Отсутствие акта проверки, влечет недействительность результатов проверки.
Доказательств, подтверждающих, что акт проверки в отношении ООО "НПО "Центр экологического сопровождения предприятий" по факту допущенных нарушений природоохранного законодательства государственным инспектором составлялся, в материалах дела не имеется. Как следует из определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 21 марта 2017 года поводом к возбуждению дела в отношении ООО "НПО "Центр экологического сопровождения предприятий" послужило непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, в ходе производства по делу административным органом при составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения процедуры проведения проверки, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ и процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, совокупность доказательств, на которые основывалось должностное лицо, получена в результате проверки, проведенной с нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 п.4 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Выявленные судом первой инстанции нарушения являются существенными, привели к принятию незаконного постановления, в связи с чем, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Агапитовой Г.Б. N17-0/Ф-92/3 от 28 апреля 2017 года и представление N17-0/АР-41/11 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28 апреля 217 года обоснованно были отменены, а дело об административном правонарушении возвращено государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Агапитовой Г.Б. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года оставить без изменения.
Судья
Ставропольского краевого суда М.М. Товчигречко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.