Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Вербенко В.И., рассмотрев жалобу государственного инспектора Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Дутовой М.В. на вступившие в законную силу решение судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 23 января 2017 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды акционерного общества "Ипатоворайгаз" Симкина ФИО6,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Дутовой М.В. N от 18 июля 2016 года должностное лицо - инженер по охране окружающей среды акционерного общества "Ипатоворайгаз" (далее АО "Ипатоворайгаз") Симкин Е.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Решением судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 23 января 2017 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием в действиях Симкина Е.Ю. состава административного правонарушения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 22 марта 2017 года указанное решение судьи остановлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе государственный инспектор Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Дутова М.В. просит отменить обжалуемые судебные акты и вернуть дело на новое рассмотрение. Считает, что они вынесены с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
В возражениях на жалобу Симкин Е.Ю. просит отказать в её удовлетворении.
Ознакомившись с доводами жалобы и возражений, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, должностным лицом - инженером по охране окружающей среды АО "Ипатоворайгаз" Симкиным Е.Ю. допущено нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно: осуществление АО "Ипатоворайгаз" с 09 июня 2016 выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения. Должностным лицом не приняты меры по своевременному получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до настоящего времени АО "Ипатоворайгаз" не получено.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Дутовой М.В. N от 18 июля 2016 года должностное лицо - инженер по охране окружающей среды акционерного общества "Ипатоворайгаз" Симкин Е.Ю. привлечен к администратвиной ответственности по частьи 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа. В обоснование выводов о виновности Симкина Е.Ю. указано, что им допущено нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно: своевременно не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух АО "Ипатоворайгаз", на основании которой, разрабатывается проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Должностным лицом допущено осуществление АО "Ипатоворайгаз" с 09 июня 2016 по настоящее время выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.
Решением судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 23 января 2017 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием в действиях Симкина Е.Ю. состава административного правонарушения.
С указанным выводом судьи согласился и судья краевого суда, обоснованно указав в своем решении от 22 марта 2017 года о допущенных должностным лицом при рассмотрении дела, нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности.
Кроме того, как следует из материалов дел, факт совершения административного правонарушения подтверждается результатами исследований, испытаний проведенными работниками ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО".
Вместе с тем, между ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" и ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" на момент проведения проверки заключены гражданско-правовые договоры на оказание различных услуг, на основании этих договоров заказчик производил исполнителю оплату за оказанные услуги.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
В силу пункта 8 части 2 статьи 20 Федерального закона N294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 6 статьи 12 данного закона, (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Из анализа части 6 статьи 12, пункта 8 части 2 статьи 20 Федерального закона N294-ФЗ следует, что установление на момент проведения проверки наличия гражданско-правовых отношений между проверяемым лицом и экспертной организацией, привлеченной к участию в проведении проверки, является достаточным основанием для признания факта грубого нарушения требований Федерального закона N294-ФЗ при проведении проверки.
Таким образом, действия Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по проведению проверки с участием экспертов ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" являются грубым нарушением предусмотренных Федеральным законом N294-ФЗ требований к организации и проведению проверок юридических лиц.
В своей жалобе представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Дутова М.В., по сути, выражает свое несогласие с позицией судов об отсутствии в действиях должностного лица - инженера по охране окружающей среды акционерного общества "Ипатоворайгаз" Симкина Е.Ю. состава административного правонарушения.
Вместе с тем, основания для правовой оценки действий должностного лица - инженера по охране окружающей среды акционерного общества "Ипатоворайгаз" Симкина Е.Ю., в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении на предмет состава административного правонарушения, отсутствуют по следующим основаниям.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируются статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Ухудшение положения указанного лица недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Поскольку решением судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 23 января 2017 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Дутовой М.В. N от 18 июля 2016 года отменено, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении инженера по охране окружающей среды акционерного общества "Ипатоворайгаз" Симкина Е.Ю. прекращено в связи отсутствием состава административного правонарушения, то возможность возобновления производства по делу, а также правовой оценки действий должностного лица, утрачена.
После прекращения производства по делу положение должностного лица - инженера по охране окружающей среды акционерного общества "Ипатоворайгаз" Симкина Е.Ю. не может быть ухудшено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу государственного инспектора Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Дутовой М.В. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 23 января 2017 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды акционерного общества "Ипатоворайгаз" Симкина Е.Ю. оставить без изменения.
Заместитель председателя В.И. Вербенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.